MB-Info.ru                                                                                                                   Защита авторских прав       Реклама на сайте        

 
 
     
Твитнуть  
 

   

 

 

last update 25.05.12  22:55

 

MB-Info.ru © 2012

 

          

Система санкционированного допуска к управлению FBS3

 

   Вернуться на главную страницу                     Вернуться в раздел " Справочная "                                   О сайте
       

1.Применяемость

 

Наиболее продвинутая система , служащая до сих пор . Устанавливается на типах :

1) 202 с номера кузова А519674 или F619721 ( c 06.1997 по конец выпуска);

2) 210 с номера кузова А394036 ( с 03.1997 по конец выпуска);

3) 208 , 220 , 215 , 230 , 203 , 204 , 209 , 211 , 199 , 171 , 169 , 245 , 251 , 164 , 221 , 216– с начала производства ;

4) на типах 140 , 129 , 168 , 170 , 163 не использовалась вообще . Наиболее продвинутая система , служащая до сих пор ;

2. Принцип работы системы

            2.1. Доступ в автомобиль

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза 1 с выдвинутой механической частью ключа

 

Ключ FBS3 фаза 3 с извлеченной механической частью ключа

 

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза 2 с извлеченной механической частью ключа

 

Осуществляется одним из четырех способов :

1) механической частью ключа через личинки дверей . Если автомобиль запирается или отпирается с помощью механического ключа , центральный замок и система EDW не активируются .

На автомобилях выпуска примерно до 2005 года механической частью ключа можно было , провернув личинку замка , поднять кнопку на двери - и дверь отперта . На последних машинах применен иной принцип : повернув личинку замка , Вы не видите никакой реакции со стороны автомобиля . Для отпирания двери необходимо , удерживая ключ повернутым в личинке , многократными резкими кистевыми движениями подергать ручку отпирания двери . Иногда достаточно трех раз , а иногда и  за десять движений не получается . При этом видно , как шевелится кнопка двери ( если , конечно , машина не наглухо затонирована ) , а потом и поднимается .

Вообще , отперев автомобиль через водительскую дверь, т.е. получив доступ в салон , Вы можете сделать уже многое:

- открыть капот и накинуть зарядное устройство на специальные выводы или "прикурить" от другого автомобиля ;

- на типе 221 с двумя АКБ ( одна из которых стартерная , а вторая - системная ) , сможете запустить двигатель , даже если АКБ , расположенная в спинке заднего сиденья со стороны багажника , и предназначенная для питания электрообрудования машины , полностью разрядилась . Так бывает , машина вроде не реагирует на ключ , ничего не включается , но стоит вставить ключ в замок зажигания и повренуть его , мотор оживает ;

- на типах 164 , 164.8 и 251 это позволит Вам при  полностью разряженной основной АКБ ( но при исправной и заряженной дополнительной АКБ G1/4 ) снять автомобиль с паркинга , дабы закатить его на эвакуатор или докатить вручную до розетки , дабы зарядить с помощью зарядного устройства) . Для этого , по меньшей мере , перед этими проблемами не должно было высвечиваться предупреждение о неисправности АКБ белым цветом на дисплее комбинации приборов ;

 

2) дистанционное отпирание замков автомобиля по радиоканалу ( сигнал передается через  антенну в блок-приемник ( на разных типах блоки также разнятся – на типах 202 , 208 , 210 , 215 , 220 и 230  это потолочный плафон DBE , на типах 203 , 209 , 211 , 219 – это задний блок SAM ) , который по шине CAN передает в замок зажигания ( блок EZS N 73) , и тот в свою очередь сличает коды доступа . Применяется два типа кодов : постоянный код ( Festcode ) и плавающий код ( Rollcode ) . Последний служит для защиты команд с помощью изменяемых кодовых чисел. В передатчике ключа и в замке зажигания есть одинаковая таблица кодовых чисел. При каждой передаче команды обе таблицы переходят на следующее кодовое число. Если кнопки на ключе-передатчике будут нажиматься вне радиуса досягаемости, то по кодовым числам ключ «уйдет» вперед блока EZS . Из-за этой проблематики замок зажигания принимает также последующие кодовые числа. Если коды доступа совпадают , замок зажигания дает по шине CAN команду исполнительному механизму центрального запирания ( опять же есть различия – на типах 208 , 210 , 220 , 215 это вакуумный насос центрального запирания PSE , на типах 203 , 209 , 211 , 219 – это дверные блоки TSG и блок SAM задний для отпирания крышки багажника и лючка бензобака ) . Радиус действия радиоканала –от 10 метров и более , но он зависит от состояния элементов питания в ключе . Ключ-передатчик работает на частоте 433,92 MГц для европейского или 315 MГц для американского рынка .

Касательно кодов - "ресурс" каждого ключа примерно 300.000 переменных кодов ( на некоторых моделях 250.000) . Соответственно "ресурс" каждой шины замка зажигания , у которой за всю историю может быть три ключа - 900.000 кодов . После исчерпывания всех кодов ключ перестает распознаваться автомобилем и приниматься им . Интересно , что при подходе к пороговому значению числа использованных кодов ключ начинает срабатывать "через раз" . После того , как все коды ключа были использованы  ключ можно выбросить .  Казалось бы , даже при интенсивном использовании ключа ( за один цикл "отпирание-запуск-запирание" используется три кода ) , ну пусть десять раз в день Вы будете отпирать - запускать - запирать автомобиль , Вы потратите 30 кодов . Этого должно хватить на 10.000 дней , т.е. почти на 30 лет . Но нет ,  ситуации , когда ключ с машиной перебрали весь ресурс кодов , достаточно часты .

Кроме того , при замене ключа на новый взамен утерянного , т.е. на ту же шину , что и утерянный , происходит перебор использованных кодов между новым ключом и шиной замка зажигания ( сколько кодов Вы потратили в Германии ведь никто не знает и Вам присылают ключ с полным набором кодов ; посему замок , точнее конкретная шина "вычеркивает" из ключа использованные коды ) ;

 

на фото - ручка водительской двери на типе 230 . Видны глазок ИК-приемника для отпирания по ИК-каналу и кнопка запирания автомобиля по каналу KeylessGo

 

3) и / или дистанционное отпирание замков автомобиля по ИК-каналу ( сигнал передается через приемники в дверных ручках и принимается блоками управления дверями TSG , откуда по шине CAN передается в замок зажигания) . Далее – по вышеописанной схеме . Есть особенности : дальность действия ИК-канала не превышает 1,5 метров . Кроме того , ИК-канал предоставляет функцию комфортного запирания / отпирания , т.е. если Вы хотите одновременно с центральным запиранием автомобиля поднять опущенные стекла и закрыть люк , необходимо направить ключ на ИК-приемник в ручке двери и удерживать нажатой кнопку запирания до полного поднятия стекол и закрывания люка . Если , направив ключ на ручку Вы будете удерживать нажатой кнопку отпирания , опустятся все стекла и откроется люк ; если будуте удерживать нажатой кнопку запирания на ключе - все стекла и люк закроются ( т.н. "комфортное запирание" ) . На некоторых моделях ( 169 , 171 , 245 ) приемники ИК-сигнала , а значит и функция , могут быть не установлены . Как правило , приемники ИК-сигнала расположены  только на водительской двери .

Еще одна особенность : для комфортного отпирания / запирания необходимо держать ключ направленным глазком ИК-передатчика ( в торце ключа) на расстоянии 7...15 см от приемника ИК-сигнала в неподвижной части ручки двери . При большем или меньшем расстоянии функция может не заработать . В случае прерывания подъема стекол , закрывания люка и складывания зеркал ( если последние две функции имеются в автомобиле ) , необходимо отпустить кнопку запирания на ключе и вновь нажать и удерживать ее до полного закрывания .

И в случае отпирания по радиоканалу и в случае использования ИК-канала отпирание может выполняться по одной выбранной из двух программ : «селективное» отпирание ( при первом нажатии кнопки отпирания отпираются только дверь водителя , лючок бензобака и крышка багажника ; остальные двери – при повторном нажатии ) или «глобальное» ( все двери , лючок бензобака и крышка багажника отпираются при однократном нажатии кнопки ) .

 

 

На примере ручки типа 219 : видна клавиша отпирания

на фото - ручка водительской двери на типе 230 . Видны глазок ИК-приемника для отпирания по ИК-каналу и кнопка запирания автомобиля по каналу KeylessGo

 

 

На примере ручки типа 219 : видна кнопка запирания

Ручка двери типов 221 и 216 - виден ромб емкостного датчика запирания .

4) с помощью карты KeylessGo . Карта может существовать как отдельный объект ( на типах 215 ( до номера шасси А035899 выпуска до 20.02.2003 года) , 220 ( до номера шасси А352549 выпуска до 20.02.2003 года) и 230 ( до номера шасси F 069434 выпуска до 31.08.2003) с кодом 889) , так и быть «имплантирована» в ключ-передатчик ( типы 215 , 220   , 230 начиная с указанных ранее , а также на новых типах а/м с кодом 889 ). Карта должна находиться в непосредственной близости от дверей или багажника, на расстоянии менее 1,5 метра.

Система распознает Ваше пожелание отпереть двери следующими способами :

- через емкостные датчики в ручках дверей ( если таковые на данном типе имеются ) . Выводы датчиков сделаны на хромированные части подвижной части ручки , при прикосновении к которым идет распознавание емкости , которой располагает Ваше тело . Если Вам вздумалось коснуться ручки через диэлектрические перчатки ( например резиновые , ну всяко в этой жизни бывает :-) ) , то система поймет команду на отпирание другими способами , которые описаны ниже;

- через клавиши на тыльной стороне ручки двери ( например на типах 211 и 219 , где емкостные датчики в ручках отсутствуют напрочь) ;

- через задействование вспомогательного концевого выключателя , расположенного в замке двери ;

- через герконовые датчики , расположенные в подвижной части ручки двери ( в неподвижной расположен постоянный магнит) ;

Если включено глобальное разблокирование , то при задействовании ручки любой из дверей по функции KeylessGo отпираются все двери, лючок топливного бака и багажник ( если включено глобальное разблокирование) .

Если включена селективная разблокировка , то при дотрагивании до ручки двери водителя открывается только дверь водителя и лючок топливного бака. При дотрагиваниидо ручки любой другой двери, происходит центральная разблокировка автомобиля.

Для разблокировки только крышки багажника: нажать кнопку разблокировки багажника.

Антенны системы Keyless Go работают на частоте 125 кГц (длинные волны) , карты системы Keyless Go: 433,92 MГц или 315 MГц для машин американского рынка . Процесс разблокировки происходит посредством прикосновения к емкостному датчику в дверной ручке или при вытягивании дверной ручки ( срабатывает концевой выключатель), что дает команду на начало процесса разблокировки. Рамочные антенны в дверях и в задней части автомобиля излучают радиоволны . Они активируют чип-карту и побуждают ее посылать код санкционированного доступа в автомобиль (частота 433,92 MГц или 315 MГц). Теперь карта KG посылает такое же радиосообщение, как и электронный ключ при нажатии на нем кнопки разблокировки (или открывания крышки багажника) . этот код в виде радиосигнала аналогично сигналу ключа воспринимается антенной .  При распознании переданного чип-картой кода как допустимого , происходит разблокировка. Однако, (в отличие от базовой комплектации) разблокировка двери, за ручку которой взялись рукой, ускоряется силовым магнитом, чтобы обеспечить беспрепятственное открывание.  Система KeylessGo является опцией ( код в карте данных 889) .

 

 Cветовая сигнализация При отпирании автомобиля ( за исключением варианта с механическим ключом ) система сигнализирует 3-хкратным морганием указателями поворота , при запирании – однократным .

 

 Принудительная разблокировка

Существует также два варианта принудительной разблокировки :

1) по сигналу столкновения от блока управления SRS N2/7 , т.е. в случае аварии ;

2) по сигналу опрокидывания автомобиля ( на большинстве типов датчик опрокидывания расположен в заднем блоке SAM ) ;

 

 Примечания :

1) если после отпирания автомобиля не открывается ни одна из дверей или крышка багажника , через 40 сек. автомобиль производит автоматическую блокировку , с соответствующим предупреждением 3-хкратным промаргиванием указателями поворота ;

2) если сам автомобиль не снимался с охраны , а лишь отпиралась с ключа крышка багажника , то после закрывания она автоматически блокируется снова ( посему не стоит оставлять ключ в багажнике , если конечно автомобиль без системы KeylessGo – там система распознает ключ внутри автомобиля и не даст системе центрального запирания запереть багажник , да и то были случаи ...) .

 

 Запирание автомобиля

Возможно, как и отпирание , всеми четырьмя способами . Отличия :

1) отсутствуют селективные и глобальные варианты , т.е. запираются все элементы автомобиля ;

2) при запирании механическим ключом запирается только два дверь , через личинку которой идет запирание . Поэтому для запирания целиком автомобиля при неисправном центральном замке потребуется опустить кнопки на всех остальных дверях , кроме водительской , а потом запереть ее механическим ключом . Крышка багажника останется незапертой : приходи , забирай ; на автомобилях последних лет выпуска схему запирания машины придется изменить - сперва запереть через нажатие кнопок правые двери , потом через открытую заднюю левую опустить кнопку закрытой водительской двери , потом опустить кнопку задней левой двери и захлопнуть ее . Главное - не забыть в машине механическую часть ключа ;

3) при запирании через функцию KeylessGo Вам потребуется нажать на кнопку запирания ( черный обрезиненный квадрат на подвижной части ручки или ромбовидная выштамповка на типах 221 , 216 , 212 ) . При этом запираются все двери , лючок бензобака и крышка багажника . Если кнопку нажать и удерживать , то Вы сможете закрыть автомобиль по схеме "комфортного запирания" , т.е. все оставшиеся закрытые элементы , как-то опускные стекла дверей , люк , зеркала заднего вида , будут закрыты , сложены . Одно "но" : функция складывания зеркал при запирании автомобиля должна быть запрограммирована ( как правило через меню комбинации приборов ) ;

 

   

           2.2. Доступ к управлению автомобилем .

 

 

 

Здесь также можно рассматривать   два варианта :

 при вставленном в замок зажигания ключе-передатчике ; для доступа к управлению автомобилем используется смешанный код ( Hash-Code , для обмена данными между электронным ключом и электронным замком зажигания ) . Принцип смешанного кода основывается на том, что при каждом сеансе заново вычисляется кодовое число для следующего сеанса . Это происходит и в ключе и в замке зажигания по одному алгоритму . Метод пересчета смешанного кода разработан так , что даже если сканировать несколько кодовых чисел , то это не даст возможности определить ни следующий код, ни алгоритм пересчета.

После того , как ключ оказывается вставленным в замок зажигания ( при этом нажимается банальный концевой выключатель в замке , который и дает команду всей системе о начале работы с ключом) , замок через катушку включает индуктивное поле вокруг ключа , которое опять же через катушку ключа превращается в питание собственно ключа . Таким образом и обеспечивается работа ключа без элементов питания . Ключ , поняв , что находится в замке , деактивирует кнопки и через ИК-передатчик идентифицирует себя в замке зажигания . Если ключ найден замком в реестре ключей , замок зажигания передает информацию о ключе в запорное устройство ELV N 26/5 рулевого вала . Тот в свою очередь , сверив ключ с допущенными , разблокирует рулевую колонку , о чем информирует замок зажигания . Общение между замком зажигания и запорным устройством происходит PWM -сигналом по двум проводам . Если запорное устройство неисправно , не способно вытащить штырь из рулевого вала или не признает ключ – на этом процесс останавливается и о запуске речи быть не может . Если все прошло гладко – ELV дает замку разрешение на снятие блокировки ключа от проворота в положения 1,2 и 3 . После того , как Вы повернули ключ в замке из положения «0» , замок снимает питание с запора рулевого вала ELV N 26/5 , дабы избежать несанкционированной блокировки руля на ходу .

В положении ключа 1 в замке зажигания активируется клемма 15 R , в положении 2 ( зажигание включено) – клемма 15 ( собственно сам замок зажигания никакие контакты не перемыкает , он просто по шине CAN дает команду всем блокам на включение клеммы 15 ) . Блок управления двигателя запитывается и с этого момента начинается общение по шине CAN замка зажигания N 73 и блока управления двигателем , на типах 215 , 220 и 230 – также с блоком EWM в кулисе АКПП , на типах 164 , 251 , 221 , 216 и 212 с АКПП 722.9 – также с блоком ISM . Если контрольные суммы в каждом из блоков совпадают , дается разрешение на запуск двигателя . Примечание : можно сделать что угодно – разобрать замок , отжать фиксатор и провернуть ключ на зажигание , вручную подать напряжение на стартер , но двигатель не запустится ни при каких обстоятельствах , пока Вы не подадите автомобилю ключ , с которым он готов работать . Если же все стыкуется – можно включать стартер ;

 при использовании карты KeylessGo или ключа-передатчика с интегрированной картой KG . Допуск к автомобилю с картой KGвозможен только тогда, когда данная карта допущена , распознана автомобилем и находится внутри автомобиля . Кроме того , должны выполняться условия: рычаг АКПП в положении "P" / “ N ” , педаль тормоза нажата , нажата кнопка Старт/Стоп на рычаге селектора АКПП или кнопка-заглушка в замке зажигания (пуск двигателя произойдет в режиме Tipp - start ) . Остановка двигателя возможна также при положении рычага АКПП "P" или "N" и при нажатии кнопки Старт/Стоп . Если при остановке двигателя рычаг выбора программ АКПП не находится в положении "P", на мультифункциональном дисплее высвечивается: "Рычаг в положение Р " Если при работающем двигателе карта KG выносится за пределы автомобиля, то при начале движения каждые 3 секунды на дисплее высвечивается: "Чип-карта не распознана" . Без карты автомобиль с работающим двигателем уедет хоть обратно в Германию и будет работать , пока Вы не заглушите его и попытаетесь завести вновь ;

 

3. Устройство , компоненты системы FBS3

          3.1. Электронный замок зажигания N73

 

замок зажигания EZS N73 для типа 203

 

замок зажигания EZS N73 для типа 203

 

Основа системы . Является центральным узлом систем доступа в автомобиль и доступа к управлению .

В нем содержится вся информация об автомобиле , коды доступа , реестр ключей . Он проверяет допуск используемого ключа , подает команды на включение зажигания , запуск стартера и пр. Блок намертво привязан к конкретному автомобилю и не может быть переставлен на другую машину . Он же препятствует вытаскиванию ключа из замка зажигания , если кулиса АКПП не поставлена в положение «Паркинг» . Как только ключ вставлен в приемное гнездо замка зажигания N73 , последний индуктивным путем создает питающее напряжение в ключе . Таким образом , даже при полностью разряженных элементах питания ключа пуск возможен . Далее через прозрачное окно в торце ключа между ним и замком зажигания происходит обмен информацией посредством ИК-лучей . Полученная от ключа информация обрабатывается блоками управления N73 (замок зажигания) и N26/5 ( замок рулевой колонки) и при правильности кода дается разрешение на поворот ключа в положения 1 , 2 и 3 ( а значит на включение зажигания и стартера ), а также на разблокировку рулевой колонки . При несовпадении кодов старт двигателя блокируется , при этом в памяти замка зажигания записывается ошибка о попытке несанкционированного пуска , но никаких световых и звуковых сигналов не подается .

EZS проверяет плавающий код всех без исключения команд электронного ключа или чип-карты Keyless Go при блокировке и разблокировке автомобиля.

EZS проверяет сменный код ключа или чип-карты при включении зажигания.

EZS связан с двумя шинами данных: шиной данных двигателя (Motor-CAN) и шиной данных салона (Innenraum-CAN) и является связующим звеном (шлюзом) между этими шинами . На автомобилях с блоком ZGW роль шлюза выполняет как раз блок ZGW (ZentralGateway) .

 

          3.2. Блок управления EWM

 

кулиса АКПП для типа 220

кулиса АКПП со снятым защитным кожухом ( тип 220 / 215 )

 

 

 

Входит в состав кулисы АКПП . Показано на фото слева на примере типа 220/215 /230 . На этих а/м блок является элементом противоугонной системы и пока не поступит сигнал от замка зажигания и блока управления двигателем о том , что ключ принят системой , кулису невозможно будет снять с положения паркинг . На остальных автомобиляхвыпуска с 06.1999 года блокировка также присутствует ( т.е. кулиса освобождает рычаг при включении зажигания и нажатии на педаль тормоза , но в отличии от типов 220/215 /230 блок кулисы не привязан к конкретному автомобилю , т.е. можно снять кулису с одной машины и поставить на другую ,чего на 220-м не получится - кулиса именная и раз и навсегда привязана к автомобилю . Кроме того , на большинстве кулис присутствует клавиша разблокировки (смотри документ ) ).

Информация о привязке к конкретному автомобилю хранится в микросхеме , показанной на рисунке ниже , т.е. заменив ее со своей кулисы на другую , Вы можете привязать ее к своей машине . Проще , конечно , переставить блок EWM , но и они тоже выходят из строя .

плата блока EWM

плата блока EWM ( тип 220 ) . На врезке - процессор , в котором собственно и зашита вся информация про автомобиль

 

плата блока EWM

плата блока EWM ( тип 220)

          3.3. Датчик положения селектора АКПП S16/10

 

 

 

 

 

С него поступает информация о положении селектора АКПП , которая используется в разрешении / запрещении прохождения сигнала на включение стартера . Расположен в кулисе АКПП типов 202 , 208 и 210 до 06.99 выпуска ( система EGS51) .

          3.4. Блок управления ISM

 

сервомодуль ISM

 

собственно сама муфта ( хорошо видна между тормозным и колесным диском)

 

Используется в основном на машинах с АКПП 722.9 ( из исключений - типы 221 и 216 , на самых мощных версиях которых устанавливалась АКПП 722.6 ) . На автомобилях , АКПП которых приводятся блоком ISM отсутствует запирающее устройство рулевого вала . Недостающий элемент , предотвращающий угон автомобиля реализован в виде электропривода штока АКПП , т.е. сервомодуля АКПП ISM (собственно тот блок , мотор которого и вращает шток АКПП) . При использовании недопущенного ключа Вы сможете даже включить зажигание , но запустить двигатель и тем более снять АКПП с положения Parking не сможете ни за что .

В ситуации , когда полностью разрядилась АКБ или вышел из строя блок ISM теоретически можно скинуть ISM и вручную провернуть шток , чтобы поставить коробку в нейтраль и закатить ее на эвакуатор . Но как это делать на земле ? Дилеры имеют в своем распоряжении специальную муфту , которая устанавливается на любое заднее колесо между ступицей и колесом и "отвязывает" последнее от полуоси , т.е.колесо может вращаться отдельно , на дополнительном подшипнике . Это позволяет перекатывать машину вручную по территории цеха . Буксировать а/м запрещено - могут пострадать дифференциалы . Номер для заказа муфты - W164 589 03 63 00 .

 

           3.4. Запорные устройства рулевой колонки N26/5 .

 

блокиратор рулевой колонки ELV

блокиратор рулевой колонки ELV N26/5 на типе 210

 

 

 

Еще один электронный компонент противоугонной системы FBS3 . Если вставить ключ в замок зажигания EZS, то рулевая колонка разблокируется, если ключ вынуть, то она снова блокируется. По сути и есть тот самый штырь блокировки рулевой колонки , только с электроприводом . Блок N26/5 имеет процессор , в котором прописана информация о Вашем автомобиле . Т.о.блок этот уникальный , не подлежит перестановке на другой автомобиль и намертво присписан к Вашему авто .

 Одна особенность - если запереть рулевую колонку так , что усилия электропривода не хватит , чтоб вывести штырь из вала колонки , ключ не будет принят замком зажигания и понятно , завести такой автомобиль не удастся . Поэтому в первую очередь , если ключ не принимается замком зажигания , проверьте , не вывернуты ли колеса Вашего автомобиля , подергайте рулем (покрутить не удастся - запор-то заперт) с целью освободить зажатый штырь .

Демонтировать блокиратор ELV можно только когда он разблокирован ( крепится одним болтом ) .

блокиратор рулевой колонки ELV

блокиратор рулевой колонки ELV N26/5 на типе 210

 

блокиратор рулевой колонки ELV

блокиратор рулевой колонки ELV N26/5 на типе 210

 

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 203

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 203

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 169 , 245

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 169 , 245

3.5. Вакуумный насос центрального запирания А37

 

насос PSE для типа 210

насос PSE для типов 210 ,208

 

насос PSE для типа 210

насос PSE для типов 210 ,208

 

Насос PSE А37 . На типах 202 , 208 , 210 подает давление порядка 450 мбар на отпирание замков ( соответственно вакуум 450 мбар на запирание) , на типах 220 , 215 , 230 – наоборот . Связано это с опционной системой SVS доводчиков дверей , т.к. давление на притяжку дверей подается по той же магистрали , что и на центральный замок ( коммутация между ЦЗ и серводоводчиком осуществляется электропневмоклапаном по команде от блока TSG соответствующей двери , входящим в состав замка . Клапан в обесточенном состоянии коммутирует насос PSE с пневмоэлементами центрального запирания) .

 

 На других типах с системой FBS 3 отсутствует , т.к. привод центрального замка на этих моделях уже электрический .

 

 Обозначения вакуумных выводов насоса PSE :

- FT - Fahrertuer (водительская дверь);

- BFT - Beifahrertuer ( пассажирская дверь) ;

- Fond ( задние двери);

- HFE - HeckdeckelFernEntriegelung ( дистанционное отпирание крышки багажника) ;

- TD - TankDeckel (крышка бензобака) ;

- MKL - MultikontourLehne (ортопедическая спика мультиконтурного сиденья) ;

- KAF - KopfstuetzenAbsenkung ( откидные подголовники задних сидений ) ;

 

насос PSE для типов 215 , 220

насос PSE для типов 215 , 220

 

           3.6. ИК-приемники в дверных ручках , элементы системы KeylessGo в дверных ручках

 

 

 

 

 

Стрелкой показана клавиша отпирания по функции KeylessGo

 

          3.7. Блоки управления боковыми дверями TSG и исполнительные механизмы ( электромоторы замков)

 

Замок крышки багажника на типе 211 во вскрытом виде

 

 

дверной замок на типе 203 с электроприводом

 

Блоки управления ,т.н. блоки TSG ( TuerSteuerGeraet ) управления передней левой дверью N69/1 и соответственно передней правой дверью N69/2 . В них стекается информация от ИК-приемников о сигналах от ключа , концевых выключателей замков дверей о статусе двери (открыта/закрыта , блокирована/разблокирована ) . На типах 203 , 211 , 463 и 209 через эти же блоки подается команда на электромоторы центрального запирания ;

           3.8. Блок управления DBE ( DachBediengeraet )

 

 

 

Блок управления DBE (DachBediengeraet ) , он же потолочный плафон . Содержит приемник радиосигнала (на автомобилях с PSE - системой центрального запирания от вакуумного насоса). Кроме того этот же блок управляет люком в случае комфортного запирания ;

 

           3.9. Блоки управления SAM

   

 

Блоки управления SAM-VL , -VR , -Fond . Ведают светосигнальными устройствами– указателями поворота , через которые подается индикация о постановке машины на охрану или снятии . Кроме того , через них замок зажигания по шине CAN получает информацию о состоянии капота и крышки багажника . На автомобилях без PSE задний блок SAM от антенны в заднем стекле через антенный усилитель получает сигнал от ключа на отпирание/запирание автомобиля . На типах 211 , 219 с кодом 889 , где нет отдельного блока KeylessGo , часть функций возложена именно на блок SAM задний . Еще одна его функция - отпирание центрального замка в случае опрокидывания автомобиля ( датчик расположен на плате блока ) .

 

           3.10 .Комбинация приборов А1

 

 

 

Щиток приборов KIW A1 . Служит для пользовательскогопрограммирования системы центрального запирания . Можно закодировать срабатывание центрального замка после начала движения , какие-то дополнительные функции , как то : складывание зеркал при запирании , функцию облегчения посадки , зависимости установок  сиденья и рулевой колонки от номера используемого ключа .

 

4. Ключи FBS3

           4.1. Ключи - передатчики

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза I

Самый первый из ключей FBS3 .

 

Ключ FBS3 фаза II

Сменили предыдущую версию в июне 2000 года. Ключи стали более компактными .

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза III

На самом деле - лишь более симпатичное оформление для ключей фаза 2 .

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза IV

Появились на типах 212 и 207 .

 

 

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза I

Самый первый из ключей FBS3 .

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза II

Сменили предыдущую версию в июне 2000 года. Ключи стали более компактными .

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза III

На самом деле - лишь более симпатичное оформление для ключей фаза 2 .

 

Ключи Mercedes Benz FBS3

Ключ FBS3 фаза IV

Появились на типах 212 и 207 .

 

 

 

 Подробнее о ключах FBS3 фаза 1 , замене элементов питания .

 Подробнее о ключах FBS3 фаза 2 , замене элементов питания .

 Подробнее о ключах FBS3 фаза 3 , замене элементов питания .

 Подробнее о ключах FBS3 фаза 4 , замене элементов питания .

 

 Собственно ключи для реализации как доступа в автомобиль , так и доступа к управлению . Доступ в автомобиль осуществляется через систему центральной блокировки , причем используется как радио- , так и ИК-канал .  Доступ к управлению осуществляется посредством передачи данных инфракрасными лучами в электронный замок зажигания (EZS). Эта система полностью независима от системы доступа в автомобиль. Ей также не требуются элементы питания дистанционного управления, т.к. питание осуществляется от индукционной катушки замка зажигания EZS. Это обеспечивает пуск двигателя даже при разряженных элементах питания в ключе-передатчике .

 

  Состоят из электронной и механической части . Последняя предназначена для аварийного отпирания в случае отказа системы , севшей АКБ , разряженных элементах питания ключа а также для запирания перчаточного ящика и крышки багажного отделения (кроме типа 203.7) . Электронная часть , относящаяся к части центрального запирания управляется как правило 3 кнопками ( «Отпирание» , «Запирание» , «Дистанционное отпирание крышки багажника» ( кнопка может отсутствовать на некоторых моделях) и для машин американского рынка кнопка “ Panic ” ) .

 

  Ключ программируемый . Возможно выбрать одну из двух программ : селективное отпирание ( одно нажатие на кнопку отпирания открывает только водительскую дверь и лючок бензобака  , второе – остальные двери ) или т.н. «глобальное» отпирание , т.е. однократным нажатием кнопки отпирания открываются все двери . Смена программы осуществляется одновременным нажатием и удерживанием одновременно кнопок отпирания и запирания в течении приблизительно 6 сек до двойного промаргивания диода на ключе .

 

  Питание ключа осуществляется от двух элементов питания ( ОЕ-номер комплекта 000 828 03 28 или же СR0225 (в оригинальной упаковке лежит Panasonic)) . 

 

  Особо хочется отметить :

- ключ способен заводить автомобиль даже без элементов питания . Они нужны ему только для дистанционного отпирания/запирания авто ; поэтому если Ваш ключ не принимается замком зажигания - бесполезно менять элементы питания - проблема в другом , и скорее всего намного дороже .

- для замены элементов питания не требуется укладываться в определенное время .Можно вообще их оттуда вынуть и пользоваться для отпирания авто только механическим жалом . Поэтому и после замены элементов питания не требуется никакой синхронизации .

 

 Резервный ключ . У резервного ключа нет функции дистанционного управления центральной блокировкой , т.к. нет кнопок . Он предназначен только для механического открытия двери и полноценного доступа к управлению автомобилем (в   резервном ключе также есть инфракрасный передатчик данных, так что пуск двигателя тоже возможен ) . Начиная с 01. декабря 2000 г.  данный ключ в комплектацию новых автомобилей не входит ( для США и Японии – с начала 2002 года) .

 

 Собственно ключи зажигания . Состоят из электронной и механической части . Последняяпредназначена для аварийного отпирания в случае отказа системы или при севшей АКБ , а также для запирания перчаточного ящика . Электронная часть , относящаяся к части центрального запирания управляется как правило 3 кнопками ( открыть автомобиль / закрыть автомобиль / дистанционное отпирание крышки багажника ) .  Ключ программируемый . Возможно выбрать одну из двух программ : селективное отпирание ( одно нажатие на кнопку отпирания открывает только водительскую дверь и лючок бензобака  , второе – остальные двери ) или т.н. «глобальное» отпирание , т.е. однократным нажатием кнопки отпирания открываются все двери . Смена программы осуществляется одновременным нажатием и удерживанием одновременно кнопок отпирания и запирания в течении приблизительно 6 сек до двойного промаргивания диода на ключе . Радиус действия радиоканала –от 10 метров и более . Кроме того ключ позволяет осуществить т.н. «комфортное» запирание/отпирания автомобиля . Для этого используется только ИК-канал , т.е. если Вы хотите одновременно с центральным запиранием автомобиля поднять опущенные стекла и закрыть люк , необходимо направить ключ на ИК-приемник в ручке двери и удерживать до полного поднятия стекол и закрывания люка . Если , направив ключ на ручку Вы будете удерживать нажатой кнопку отпирания , опустятся все стекла и откроется люк .Питание ключа осуществляется от двух элементов питания ( ОЕ-номер комплекта 000 828 03 88 или же Панасоник СR2025) .

 

 Особо хочется отметить :

- ключ способен заводить автомобиль даже без элементов питания . Они нужны ему только для дистанционного отпирания/запирания авто ; поэтому если Ваш ключ не принимается замком зажигания - бесполезно менять элементы питания - проблема в другом , и скорее всего намного дороже .

- для замены элементов питания не требуется укладываться в определенное время . Можно вообще их оттуда вынуть и пользоваться для отпирания авто только механическим жалом . Поэтому и после замены элементов питания не требуется никакой синхронизации .

 

           4.2. "Зеленый " ключ

 

"зеленый" ключ FBS3 Mercedes Benz

 

"зеленый" ключ FBS3 Mercedes Benz

 

Раньше он был действительно зеленого цвета , от чего и пошло название - несколько лет назад ключи стали оранжевыми , но название осталось . Применяется для программирования замка зажигания EZS . Т.е. купив девственно чистый в смысле информации о Вашем автомобиле блок EZS , Вы заказываете из Германии (списав с корпуса замка зажигания индивидуальный 16-значный номер и отправив этот номер вместе сзаказом ) и ждете две недели этот "зеленый" ключ . За это время работники Даймлера перекачивают из базы данных SLV в него информацию о Вашем автомобиле - сколько ключей у Вас есть , их индивидуальные данные , номера шин , на которые они прописаны и т.д. После прихода "зеленого" ключа он вставляется в новый замок зажигания и последний "женится" с автомобилем - иногда очень долго . Поэтому при замене замка зажигания на новый Вашим старым ключам ничего не угрожает - все они продолжат работу с автомобилем . Исключение составляют прописанные с помощью хацкеров инородные ключи , которые по понятным причинам в базе данных в Германии никто не зарегистрировал . Вот эти-то ключи и перестанут работать с новым замком зажигания .

На типе 204 "зеленый" оранжевый ключ понадобится также и для персонализации блокиратора рулевого вала .

 

           4.3. Карточка KeylessGo , ключи с функцией KeylessGo

 

карточка KeylessGo Mercedes Benz

карта KeylessGo для типов 215 / 220 и 230

 

карточка KeylessGo Mercedes Benz

карта KeylessGo для типов 215 / 220 и 230

 Отдельная карта KeylessGo применялась только для типов 215 (до номера шасси А035899 выпуска до 20.02.2003 года) , 220 ( до номера шасси А352549 выпуска до 20.02.2003 года) и 230 ( до номера шасси F 069434 выпуска до 31.08.2003) , причем это была платная опция и отражалась в карте данных автомобиля кодом 889 .

Карты могут быть прописаны на любую свободную шину , но одному блоку управления KeylessGo , и , соответственно автомобилю могут быть присвоены только две чип карты .

 Касательно карт можно добавить следующее :

1) кнопка на карте - не для запирания - отпирания автомобиля совсем - только для выбора режимов , т.к. карта программируемая ( можно выбрать один из двух режимов разблокировки : "селективно" или "глобально" ) . Для выбора одной из программ необходимо нажать на единственную кнопку на время не менее 5 сек. и дождаться , пока не мигнет диод под соответствующим символом варианта разблокировки ;

2) для того , чтобы узнать , какой режим разблокировки выбран для карты на данный момент нажмите на кнопку на короткое время , загорится светодиод контрольной индикации «разблокировка двери водителя» или «центральная разблокировка» ;

3) для того, чтобы узнать , в каком состоянии находится система центрального запирания автомобиля в данный момент ( правильнее сказать , какая последняя операция с системой центрального запирания была выполнена с помощью этой карты , коротко нажмите на кнопку карты - если диод моргнет красным , то автомобиль заблокирован , зеленым - автомобиль разблокирован ;

 Карточка в отличие от ключа требует для запуска двигателя элементов питания . Используются те же CR2025 , что и в обычных ключах - передатчиках . Элементы находятся под крышкой на тыльной стороне карты . Замена по силам двухлетнему ребенку .

 Во избежание проблем нельзя пользоваться двумя картами KG одновременно .

 Потом уже пошли ключи со встроенной картой KeylessGo .

 На автомобилях с емкостными датчиками в дверных ручках питание с этих датчиков снимается либо через 72 часа ( если этими датчиками не пользуются) либо после 10 касаний наружных ручек без карты и без разблокировки центрального замка ( защита от хулиганов) . В этом случае отпирание через KeylessGo возможно только разбудив систему путем вытягивания ручек ( при этом срабатывают концевые выключателяв дверных ручках) .

Кроме того , в каждый замок двери ( здесь речь идет о машинах с насосом PSE ) встроен дополнительный солеонид , который разблокирует дверь , поскольку пневматика срабатывает крайне долго .

 

ключи FBS3 Mercedes Benz

плата ключа с функцией KeylessGo

карточка KeylessGo Mercedes Benz

плата ключа с функцией KeylessGo

кнопка Start на рычаге селектора АКПП на типе 220

 

кнопка Start / Stop на типе 221 , вставленная в замок зажигания

 

5. Особенности заказа новых ключей FBS3 , блокировка ключей

Шины EZS

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 3

1

серия

0012

0013

2

серия

0022

0023

3

или  

        серия*      или         0041

0032

0033

4

или

           **            или       0041

0042

0043

5

или

**            или       0041

0052

0053

6

0041

0062

0063

7

0041

0072

0073

8

0041

0082

0083

* перестал поставляться с новыми автомобилями начиная с 01.12.2000 г. для остального мира и с января 2002 года для автомобилей рынка США и Японии ;

** - опция (код 889 ) для типов 215 (до номера шасси А035899 выпуска до 20.02.2003 года) , 220 ( до номера шасси А352549 выпуска до 20.02.2003 года) и 230 ( до номера шасси F 069434 выпуска до 31.08.2003) ;

 

 Дополнительный ключ ( заказывается на свободную шину ) : начинает работать сразу ; дополнительный ключ поставляется в дополнение к уже имеющимся ключам на свободную шину в 1-м сегменте реестра ключей в замке зажигания ( ключи во 2-й и 3-й сегменты заказываются , когда необходимо заказать ключ взамен утерянного или когда хозяин теряет по ключу в месяц и все шины первого сегмента уже заполнены ) . В этом случае к оригинальному номеру ключа при заказе добавляется расширение ES1 "0041" , что означает , что вновь пришедший ключ самостоятельно пропишется на первую свободную шину . Например , если у Вас пять шин заполнены ключами и картами KeyLessGo , то он пропишется на 6-ю шину .

 

 Ключ взамен утерянного . В этом случае , если Вы , например потеряли ключ номер 2 ( номер можно узнать через Star Diagnose , для чего необходимы все оставшиеся на руках ключи ) то Вы можете заказать ключ с расширением 0022 (смотри таблицу кодов расширений ES1 для заказа ключей ниже), что означает , что при регистрации его в замке зажигания память об утерянном ключе будет стерта , а на его место ( но уже в сегмент 2 шины 2) пропишется новый . При этом , если Вы когда-нибудь найдете этот утерянный ключ , в этой машине он не заработает никогда . Эту операцию с ключом номер 2 можно провести еще один раз , заказав ключ с расширением уже 0023 ( пропишется опять же на шину 2 , но уже в сегмент 3)  . И все - это уже последний ключ , который можно прописать на шину 2 . Таким образом , за всю историю автомобиля у него может быть максимум 24 ключа . Дальше уже надо менять замок зажигания . Ключ взамен утерянного начинает работать только после "обучения" на автомобиле . Обучение ключа может занять много времени , так на типе 203 замок зажигания прописывает ключ в свой реестр на протяжении 35 минут , на типах 215/220 - 40 минут , на 202/208/210 - аж 80 минут . Соответственно блокиратор рулевой колонки (кроме 215/220) требует 35...40 минут , блок EWM на типах 215/220 - 80 минут и блоки управления двигателем - больше получаса . Короче 2 часа отдай . На 203 и 215/220 (с июня 2000 года) при обучении ключа взамен утерянного горит информация на дисплее „Fahrzeug rechnet, Bitte warten“ , на типах 202 / 208 /210 - горит диод на ключе . При этом зажигание должно быть все время включено .

 

 Всего у замка зажигания 8 шин по три сегмента , т.о. за всю историю замка зажигания может быть только 24 ключа , причем в каждый конкретный момент шина , хоть и имеет три сегмента , может работать только с одним своим ключом , т.е. в каждый конкретный момент у автомобиля не может быть более 8 активных прописанных ключей .

Каждый выпущенный ключ регистрируется в единой базе данных SLV , пакет данных блока шин ключей нового автомобиля регистрируется не позднее 3 дней после его выпуска с завода .

 

 Особенности : исключение - ключи фаза 1 для автомобилей с системой Keyless Go - как правило две карты KeylessGo прописаны на шины 4 и 5 замка зажигания , поэтому число ключей - 6 , т.к. две шины заняты картами ( правда карты KG можно списать и на их место прописать обычный ключ : дополнительный ключ , заказанный с кодом расширения ES 1 «0041» встанет на первую свободную шину  . Для а/м с ключами фаза 2 и далее ( функция карты KeylessGo реализована в самом ключе ) чуть проще - все шины замка зажигания отведены под ключи .

 

 Если Вы утеряли ключ , то существует возможность заблокировать ключ . Делается это с помощью Star Diagnosis . Вы привозите все оставшиеся ключи и электрик-диагност , поочереди вставляя их в замок зажигания , определяет номера оставшихся ключей . Предположим , он понял , что ключи 1 и 3 имеют место быть , а ключа 2 среди привезенных Вами нет . Вот его-то и надо блокировать . Существует возможность последующего повторного допуска этого ключа , если вдруг Вы его найдете , но только в том случае , если на его место не был прописан новый ключ .

 

 В каждый конкретный момент к автомобилю может быть приписано 8 ключей ( исключение - ключи фаза 1 для автомобилей с системой Keyless Go - как правило две карты KeylessGo прописаны на шины 4 и 5 замка зажигания , поэтому число ключей - 6 , т.к. две шины заняты картами) . Для а/м с ключами фаза 2 ( функция карты KeylessGo реализована всамом ключе ) чуть проще - все шины замка зажигания отведены под ключи . При заказе новых возможны два варианта :

- ключ на свободную шину ;

- ключ взамен утерянного / неисправного ключа ;

В первом случае к оригинальному номеру ключа добавляется расширение ES1 "0041" , что означает , что вновь пришедший ключ самостоятельно пропишется на первую свободную шину . Например , если у Вас пять шин заполнены ключами и картами KeyLessGo , то он пропишется на 6-ю шину .

Во втором случае , если Вы , например потеряли ключ номер 2 ( номер можно узнать через Star Diagnose , для чего необходимы все оставшиеся на руках ключи ) . Тогда Вы можете заказать ключ с расширением 0022 (смотри таблицу кодов расширений ES1 для заказа ключей ниже), что означает , что при регистрации ео в замке зажигания память об утерянном ключе будет стерта , а на его место пропишется новый . При этом , если Вы когда-нибудь найдете этот утерянный ключ , в этой машине он не заработает никогда . Эту операцию с ключом номер 2 можно провести еще один раз , заказав ключ с расширением уже 0023 . И все - это уже последний ключ , который можно прописать на шину 2 . Таким образом , за всю историю автомобиля у него может быть максимум 24 ключа . Дальше уже надо менять замок зажигания .

 

 Что касается ключей , в изобилии продаваемых на EBay , то смысла в их покупке никакого . Перепрошить ключ , предназначенный для другого автомобиля , чтобы он стал работать с Вашим авто , официальных путей не существует . Есть кривые пути . Не стану разуверять Вас . Просто Вам необходимо решить для себя и выбрать из двух зол меньшее :

1. Понятно , что ключи у официальных дилеров стоят недешево - порядка 13000 руб. за штуку , но для того , чтобы прописать "левый" ключ в Ваших блоках Вам придется снять с машины и прописать еще один ключ в замке зажигания , блоке управления двигателем , блокираторе рулевой колонки или кулисе АКПП ( зависит от типа)  . Итого , в сухом остатке - ключ на EBay с доставкой - баксов под 150 , программирование блоков - за каждый по сотке , плюс снять/поставить их - еще 300...500 баксов . Где экономия ? Разве только ребятки , умеющие это делать , продадут Вам свой опыт и умение ( а они должны стоить недешево) за 20 доларов .

2. Если Вам и удастся прописать инородный ключ в блоки автомобиля , может настать такой момент , когда придется заказывать новый замок зажигания или блок управления двигателем . Поскольку "левые" ключи в базе данных Мерседеса на Вашу машину никто не зарегистрировал , информация об этом  ключе не попадет в реестр допущенных ключей и новый блок с этим ключом работать откажется , т.е. Вы намертво привязаны к тем ребятам , которые зашили Вам неродной ключ .

3. Задайте себе вопрос : насколько хорошо Вы знаете людей , которые будут шить Вам эти ключи ? Чем они занимаются по вечерам ? Уверены ли Вы , что прошив один ключ для Вас , они не сделают еще один для себя ? Я не пытаюсь напугать или отговорить : у меня есть знакомые суперталанты ( по другому и не скажешь ) , и мне иногда приходится по тяжелым случаям обращаться именно к ним , но я знаю их лет семь и потому могу доверять , но уверены ли Вы в своих ?

 

6. Замена элементов питания в ключах FBS3

 

элементы питания для ключей FBS3 Mercedes Benz

 

 

 

Все ключи системы FBS3 запитаны элементами питания Panasonic CR2025 , в запчасти поставляется комплект из двух элементов питания с оригинальным номером для заказа A000 828 03 88 .

 

 замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 1

 замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 2

 замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 3

 замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 4

7. Особенности заказа элементов системы FBS3 по процедуре DRT

 

Заказ и получение элементов системы FBS3 ( входят в список т.н. DRT-деталей , который достаточно широк : механический ключ, ключ-передатчик инфракрасного / радио сигнала, резервный ключ, чип-карта Keyless Gо , механизмы замков, замки и комплект замковых механизмов , блоки управления двигателем, блоки инфракрасного управления, блоки радио управления , компоненты FBS3 (электронный замок зажиганияEZS, электронная блокировка рулевой колонки ELV, электронный модуль управления EWM) , детали, на которых выбит идентификационный номер автомобиля (заводская табличка, поперечина, моторный щит, кузов) может осуществляться только владельцем автомобиля или уполномоченным им лицом ( действующим по генеральной доверенности ( ну никак не по рукописной) .

При заказе владельцем должны быть представлены следующие документы: оригинал документа на автомобиль (техпаспорт) и оригинал удостоверения личности владельца.

При заказе через уполномоченное лицо должны быть представлены следующие документы: оригинал документа на автомобиль (техпаспорт) оригинал удостоверения личности уполномоченного лица и оригинал доверенности от владельца (с указаниям права заказа и получения дубликатов ключей) . С представленных оригиналов документов делаются копии.

Детали DRT можно заказать только через официальных дилеров Mercedes Benz .

 

8. Послесловие

 

Понятия не имею , зачем я все это написал . На самом деле тема настолько сложная , информация по ней жутко рассредоточенная , неполная ( завод - изготовитель просто не распространяется ) . В полной мере ею владеют только создатели системы . Тем же  , кто ремонтирует Мерседесы , информация подается только в том объеме , который минимально необходим для работы с системой FBS .

Понятно , что эта статья , как и все остальные статьи на сайте , будет еще не раз переделываться , дополняться , а может разбиваться - уж слишком широкая тема , да и различия по типам слишком велики .