
|
Наиболее продвинутая система , служащая до сих пор . Устанавливается на типах :
1) 202 с номера кузова А519674 или F619721 ( c 06.1997 по конец выпуска);
2) 210 с номера кузова А394036 ( с 03.1997 по конец выпуска);
3) 208 , 220 , 215 , 230 , 203 , 204 , 209 , 211 , 199 , 171 , 169 , 245 , 251 , 164 , 221 , 216– с начала производства ;
4) на типах 140 , 129 , 168 , 170 , 163 не использовалась вообще . Наиболее продвинутая система , служащая до сих пор ;
|
2. Принцип работы системы
|
2.1. Доступ в автомобиль
|

Ключ FBS3 фаза 1 с выдвинутой механической частью ключа
|

Ключ FBS3 фаза 3 с извлеченной механической частью ключа
|
|

Ключ FBS3 фаза 2 с извлеченной механической частью ключа
|
|
Осуществляется одним из четырех способов :
1) механической частью ключа через личинки дверей . Если автомобиль запирается или отпирается с помощью механического ключа , центральный замок и система EDW не активируются .
На автомобилях выпуска примерно до 2005 года механической частью ключа можно было , провернув личинку замка , поднять кнопку на двери - и дверь отперта . На последних машинах применен иной принцип : повернув личинку замка , Вы не видите никакой реакции со стороны автомобиля . Для отпирания двери необходимо , удерживая ключ повернутым в личинке , многократными резкими кистевыми движениями подергать ручку отпирания двери . Иногда достаточно трех раз , а иногда и за десять движений не получается . При этом видно , как шевелится кнопка двери ( если , конечно , машина не наглухо затонирована ) , а потом и поднимается .
Вообще , отперев автомобиль через водительскую дверь, т.е. получив доступ в салон , Вы можете сделать уже многое:
- открыть капот и накинуть зарядное устройство на специальные выводы или "прикурить" от другого автомобиля ;
- на типе 221 с двумя АКБ ( одна из которых стартерная , а вторая - системная ) , сможете запустить двигатель , даже если АКБ , расположенная в спинке заднего сиденья со стороны багажника , и предназначенная для питания электрообрудования машины , полностью разрядилась . Так бывает , машина вроде не реагирует на ключ , ничего не включается , но стоит вставить ключ в замок зажигания и повренуть его , мотор оживает ;
- на типах 164 , 164.8 и 251 это позволит Вам при полностью разряженной основной АКБ ( но при исправной и заряженной дополнительной АКБ G1/4 ) снять автомобиль с паркинга , дабы закатить его на эвакуатор или докатить вручную до розетки , дабы зарядить с помощью зарядного устройства) . Для этого , по меньшей мере , перед этими проблемами не должно было высвечиваться предупреждение о неисправности АКБ белым цветом на дисплее комбинации приборов ;
2) дистанционное отпирание замков автомобиля по радиоканалу ( сигнал передается через антенну в блок-приемник ( на разных типах блоки также разнятся – на типах 202 , 208 , 210 , 215 , 220 и 230 это потолочный плафон DBE , на типах 203 , 209 , 211 , 219 – это задний блок SAM ) , который по шине CAN передает в замок зажигания ( блок EZS N 73) , и тот в свою очередь сличает коды доступа . Применяется два типа кодов : постоянный код ( Festcode ) и плавающий код ( Rollcode ) . Последний служит для защиты команд с помощью изменяемых кодовых чисел. В передатчике ключа и в замке зажигания есть одинаковая таблица кодовых чисел. При каждой передаче команды обе таблицы переходят на следующее кодовое число. Если кнопки на ключе-передатчике будут нажиматься вне радиуса досягаемости, то по кодовым числам ключ «уйдет» вперед блока EZS . Из-за этой проблематики замок зажигания принимает также последующие кодовые числа. Если коды доступа совпадают , замок зажигания дает по шине CAN команду исполнительному механизму центрального запирания ( опять же есть различия – на типах 208 , 210 , 220 , 215 это вакуумный насос центрального запирания PSE , на типах 203 , 209 , 211 , 219 – это дверные блоки TSG и блок SAM задний для отпирания крышки багажника и лючка бензобака ) . Радиус действия радиоканала –от 10 метров и более , но он зависит от состояния элементов питания в ключе . Ключ-передатчик работает на частоте 433,92 MГц для европейского или 315 MГц для американского рынка .
Касательно кодов - "ресурс" каждого ключа примерно 300.000 переменных кодов ( на некоторых моделях 250.000) . Соответственно "ресурс" каждой шины замка зажигания , у которой за всю историю может быть три ключа - 900.000 кодов . После исчерпывания всех кодов ключ перестает распознаваться автомобилем и приниматься им . Интересно , что при подходе к пороговому значению числа использованных кодов ключ начинает срабатывать "через раз" . После того , как все коды ключа были использованы ключ можно выбросить . Казалось бы , даже при интенсивном использовании ключа ( за один цикл "отпирание-запуск-запирание" используется три кода ) , ну пусть десять раз в день Вы будете отпирать - запускать - запирать автомобиль , Вы потратите 30 кодов . Этого должно хватить на 10.000 дней , т.е. почти на 30 лет . Но нет , ситуации , когда ключ с машиной перебрали весь ресурс кодов , достаточно часты .
Кроме того , при замене ключа на новый взамен утерянного , т.е. на ту же шину , что и утерянный , происходит перебор использованных кодов между новым ключом и шиной замка зажигания ( сколько кодов Вы потратили в Германии ведь никто не знает и Вам присылают ключ с полным набором кодов ; посему замок , точнее конкретная шина "вычеркивает" из ключа использованные коды ) ;
|

на фото - ручка водительской двери на типе 230 . Видны глазок ИК-приемника для отпирания по ИК-каналу и кнопка запирания автомобиля по каналу KeylessGo
|
|
|
3) и / или дистанционное отпирание замков автомобиля по ИК-каналу ( сигнал передается через приемники в дверных ручках и принимается блоками управления дверями TSG , откуда по шине CAN передается в замок зажигания) . Далее – по вышеописанной схеме . Есть особенности : дальность действия ИК-канала не превышает 1,5 метров . Кроме того , ИК-канал предоставляет функцию комфортного запирания / отпирания , т.е. если Вы хотите одновременно с центральным запиранием автомобиля поднять опущенные стекла и закрыть люк , необходимо направить ключ на ИК-приемник в ручке двери и удерживать нажатой кнопку запирания до полного поднятия стекол и закрывания люка . Если , направив ключ на ручку Вы будете удерживать нажатой кнопку отпирания , опустятся все стекла и откроется люк ; если будуте удерживать нажатой кнопку запирания на ключе - все стекла и люк закроются ( т.н. "комфортное запирание" ) . На некоторых моделях ( 169 , 171 , 245 ) приемники ИК-сигнала , а значит и функция , могут быть не установлены . Как правило , приемники ИК-сигнала расположены только на водительской двери .
Еще одна особенность : для комфортного отпирания / запирания необходимо держать ключ направленным глазком ИК-передатчика ( в торце ключа) на расстоянии 7...15 см от приемника ИК-сигнала в неподвижной части ручки двери . При большем или меньшем расстоянии функция может не заработать . В случае прерывания подъема стекол , закрывания люка и складывания зеркал ( если последние две функции имеются в автомобиле ) , необходимо отпустить кнопку запирания на ключе и вновь нажать и удерживать ее до полного закрывания .
И в случае отпирания по радиоканалу и в случае использования ИК-канала отпирание может выполняться по одной выбранной из двух программ : «селективное» отпирание ( при первом нажатии кнопки отпирания отпираются только дверь водителя , лючок бензобака и крышка багажника ; остальные двери – при повторном нажатии ) или «глобальное» ( все двери , лючок бензобака и крышка багажника отпираются при однократном нажатии кнопки ) .
|

На примере ручки типа 219 : видна клавиша отпирания
|

на фото - ручка водительской двери на типе 230 . Видны глазок ИК-приемника для отпирания по ИК-каналу и кнопка запирания автомобиля по каналу KeylessGo
|
|

На примере ручки типа 219 : видна кнопка запирания
|

Ручка двери типов 221 и 216 - виден ромб емкостного датчика запирания .
|
|
4) с помощью карты KeylessGo . Карта может существовать как отдельный объект ( на типах 215 ( до номера шасси А035899 выпуска до 20.02.2003 года) , 220 ( до номера шасси А352549 выпуска до 20.02.2003 года) и 230 ( до номера шасси F 069434 выпуска до 31.08.2003) с кодом 889) , так и быть «имплантирована» в ключ-передатчик ( типы 215 , 220 , 230 начиная с указанных ранее , а также на новых типах а/м с кодом 889 ). Карта должна находиться в непосредственной близости от дверей или багажника, на расстоянии менее 1,5 метра.
Система распознает Ваше пожелание отпереть двери следующими способами :
- через емкостные датчики в ручках дверей ( если таковые на данном типе имеются ) . Выводы датчиков сделаны на хромированные части подвижной части ручки , при прикосновении к которым идет распознавание емкости , которой располагает Ваше тело . Если Вам вздумалось коснуться ручки через диэлектрические перчатки ( например резиновые , ну всяко в этой жизни бывает :-) ) , то система поймет команду на отпирание другими способами , которые описаны ниже;
- через клавиши на тыльной стороне ручки двери ( например на типах 211 и 219 , где емкостные датчики в ручках отсутствуют напрочь) ;
- через задействование вспомогательного концевого выключателя , расположенного в замке двери ;
- через герконовые датчики , расположенные в подвижной части ручки двери ( в неподвижной расположен постоянный магнит) ;
Если включено глобальное разблокирование , то при задействовании ручки любой из дверей по функции KeylessGo отпираются все двери, лючок топливного бака и багажник ( если включено глобальное разблокирование) .
Если включена селективная разблокировка , то при дотрагивании до ручки двери водителя открывается только дверь водителя и лючок топливного бака. При дотрагиваниидо ручки любой другой двери, происходит центральная разблокировка автомобиля.
Для разблокировки только крышки багажника: нажать кнопку разблокировки багажника.
Антенны системы Keyless Go работают на частоте 125 кГц (длинные волны) , карты системы Keyless Go: 433,92 MГц или 315 MГц для машин американского рынка . Процесс разблокировки происходит посредством прикосновения к емкостному датчику в дверной ручке или при вытягивании дверной ручки ( срабатывает концевой выключатель), что дает команду на начало процесса разблокировки. Рамочные антенны в дверях и в задней части автомобиля излучают радиоволны . Они активируют чип-карту и побуждают ее посылать код санкционированного доступа в автомобиль (частота 433,92 MГц или 315 MГц). Теперь карта KG посылает такое же радиосообщение, как и электронный ключ при нажатии на нем кнопки разблокировки (или открывания крышки багажника) . этот код в виде радиосигнала аналогично сигналу ключа воспринимается антенной . При распознании переданного чип-картой кода как допустимого , происходит разблокировка. Однако, (в отличие от базовой комплектации) разблокировка двери, за ручку которой взялись рукой, ускоряется силовым магнитом, чтобы обеспечить беспрепятственное открывание. Система KeylessGo является опцией ( код в карте данных 889) .
Cветовая сигнализация При отпирании автомобиля ( за исключением варианта с механическим ключом ) система сигнализирует 3-хкратным морганием указателями поворота , при запирании – однократным .
Принудительная разблокировка
Существует также два варианта принудительной разблокировки :
1) по сигналу столкновения от блока управления SRS N2/7 , т.е. в случае аварии ;
2) по сигналу опрокидывания автомобиля ( на большинстве типов датчик опрокидывания расположен в заднем блоке SAM ) ;
Примечания :
1) если после отпирания автомобиля не открывается ни одна из дверей или крышка багажника , через 40 сек. автомобиль производит автоматическую блокировку , с соответствующим предупреждением 3-хкратным промаргиванием указателями поворота ;
2) если сам автомобиль не снимался с охраны , а лишь отпиралась с ключа крышка багажника , то после закрывания она автоматически блокируется снова ( посему не стоит оставлять ключ в багажнике , если конечно автомобиль без системы KeylessGo – там система распознает ключ внутри автомобиля и не даст системе центрального запирания запереть багажник , да и то были случаи ...) .
Запирание автомобиля
Возможно, как и отпирание , всеми четырьмя способами . Отличия :
1) отсутствуют селективные и глобальные варианты , т.е. запираются все элементы автомобиля ;
2) при запирании механическим ключом запирается только два дверь , через личинку которой идет запирание . Поэтому для запирания целиком автомобиля при неисправном центральном замке потребуется опустить кнопки на всех остальных дверях , кроме водительской , а потом запереть ее механическим ключом . Крышка багажника останется незапертой : приходи , забирай ; на автомобилях последних лет выпуска схему запирания машины придется изменить - сперва запереть через нажатие кнопок правые двери , потом через открытую заднюю левую опустить кнопку закрытой водительской двери , потом опустить кнопку задней левой двери и захлопнуть ее . Главное - не забыть в машине механическую часть ключа ;
3) при запирании через функцию KeylessGo Вам потребуется нажать на кнопку запирания ( черный обрезиненный квадрат на подвижной части ручки или ромбовидная выштамповка на типах 221 , 216 , 212 ) . При этом запираются все двери , лючок бензобака и крышка багажника . Если кнопку нажать и удерживать , то Вы сможете закрыть автомобиль по схеме "комфортного запирания" , т.е. все оставшиеся закрытые элементы , как-то опускные стекла дверей , люк , зеркала заднего вида , будут закрыты , сложены . Одно "но" : функция складывания зеркал при запирании автомобиля должна быть запрограммирована ( как правило через меню комбинации приборов ) ;
|
|
|
2.2. Доступ к управлению автомобилем .
|

|

|
Здесь также можно рассматривать два варианта :
при вставленном в замок зажигания ключе-передатчике ; для доступа к управлению автомобилем используется смешанный код ( Hash-Code , для обмена данными между электронным ключом и электронным замком зажигания ) . Принцип смешанного кода основывается на том, что при каждом сеансе заново вычисляется кодовое число для следующего сеанса . Это происходит и в ключе и в замке зажигания по одному алгоритму . Метод пересчета смешанного кода разработан так , что даже если сканировать несколько кодовых чисел , то это не даст возможности определить ни следующий код, ни алгоритм пересчета.
После того , как ключ оказывается вставленным в замок зажигания ( при этом нажимается банальный концевой выключатель в замке , который и дает команду всей системе о начале работы с ключом) , замок через катушку включает индуктивное поле вокруг ключа , которое опять же через катушку ключа превращается в питание собственно ключа . Таким образом и обеспечивается работа ключа без элементов питания . Ключ , поняв , что находится в замке , деактивирует кнопки и через ИК-передатчик идентифицирует себя в замке зажигания . Если ключ найден замком в реестре ключей , замок зажигания передает информацию о ключе в запорное устройство ELV N 26/5 рулевого вала . Тот в свою очередь , сверив ключ с допущенными , разблокирует рулевую колонку , о чем информирует замок зажигания . Общение между замком зажигания и запорным устройством происходит PWM -сигналом по двум проводам . Если запорное устройство неисправно , не способно вытащить штырь из рулевого вала или не признает ключ – на этом процесс останавливается и о запуске речи быть не может . Если все прошло гладко – ELV дает замку разрешение на снятие блокировки ключа от проворота в положения 1,2 и 3 . После того , как Вы повернули ключ в замке из положения «0» , замок снимает питание с запора рулевого вала ELV N 26/5 , дабы избежать несанкционированной блокировки руля на ходу .
В положении ключа 1 в замке зажигания активируется клемма 15 R , в положении 2 ( зажигание включено) – клемма 15 ( собственно сам замок зажигания никакие контакты не перемыкает , он просто по шине CAN дает команду всем блокам на включение клеммы 15 ) . Блок управления двигателя запитывается и с этого момента начинается общение по шине CAN замка зажигания N 73 и блока управления двигателем , на типах 215 , 220 и 230 – также с блоком EWM в кулисе АКПП , на типах 164 , 251 , 221 , 216 и 212 с АКПП 722.9 – также с блоком ISM . Если контрольные суммы в каждом из блоков совпадают , дается разрешение на запуск двигателя . Примечание : можно сделать что угодно – разобрать замок , отжать фиксатор и провернуть ключ на зажигание , вручную подать напряжение на стартер , но двигатель не запустится ни при каких обстоятельствах , пока Вы не подадите автомобилю ключ , с которым он готов работать . Если же все стыкуется – можно включать стартер ;
при использовании карты KeylessGo или ключа-передатчика с интегрированной картой KG . Допуск к автомобилю с картой KGвозможен только тогда, когда данная карта допущена , распознана автомобилем и находится внутри автомобиля . Кроме того , должны выполняться условия: рычаг АКПП в положении "P" / “ N ” , педаль тормоза нажата , нажата кнопка Старт/Стоп на рычаге селектора АКПП или кнопка-заглушка в замке зажигания (пуск двигателя произойдет в режиме Tipp - start ) . Остановка двигателя возможна также при положении рычага АКПП "P" или "N" и при нажатии кнопки Старт/Стоп . Если при остановке двигателя рычаг выбора программ АКПП не находится в положении "P", на мультифункциональном дисплее высвечивается: "Рычаг в положение Р " Если при работающем двигателе карта KG выносится за пределы автомобиля, то при начале движения каждые 3 секунды на дисплее высвечивается: "Чип-карта не распознана" . Без карты автомобиль с работающим двигателем уедет хоть обратно в Германию и будет работать , пока Вы не заглушите его и попытаетесь завести вновь ;
|
3. Устройство , компоненты системы FBS3
|
3.1. Электронный замок зажигания N73
|

|

|
Основа системы . Является центральным узлом систем доступа в автомобиль и доступа к управлению .
В нем содержится вся информация об автомобиле , коды доступа , реестр ключей . Он проверяет допуск используемого ключа , подает команды на включение зажигания , запуск стартера и пр. Блок намертво привязан к конкретному автомобилю и не может быть переставлен на другую машину . Он же препятствует вытаскиванию ключа из замка зажигания , если кулиса АКПП не поставлена в положение «Паркинг» . Как только ключ вставлен в приемное гнездо замка зажигания N73 , последний индуктивным путем создает питающее напряжение в ключе . Таким образом , даже при полностью разряженных элементах питания ключа пуск возможен . Далее через прозрачное окно в торце ключа между ним и замком зажигания происходит обмен информацией посредством ИК-лучей . Полученная от ключа информация обрабатывается блоками управления N73 (замок зажигания) и N26/5 ( замок рулевой колонки) и при правильности кода дается разрешение на поворот ключа в положения 1 , 2 и 3 ( а значит на включение зажигания и стартера ), а также на разблокировку рулевой колонки . При несовпадении кодов старт двигателя блокируется , при этом в памяти замка зажигания записывается ошибка о попытке несанкционированного пуска , но никаких световых и звуковых сигналов не подается .
EZS проверяет плавающий код всех без исключения команд электронного ключа или чип-карты Keyless Go при блокировке и разблокировке автомобиля.
EZS проверяет сменный код ключа или чип-карты при включении зажигания.
EZS связан с двумя шинами данных: шиной данных двигателя (Motor-CAN) и шиной данных салона (Innenraum-CAN) и является связующим звеном (шлюзом) между этими шинами . На автомобилях с блоком ZGW роль шлюза выполняет как раз блок ZGW (ZentralGateway) .
|
3.2. Блок управления EWM
|

кулиса АКПП со снятым защитным кожухом ( тип 220 / 215 )
|
|
|
Входит в состав кулисы АКПП . Показано на фото слева на примере типа 220/215 /230 . На этих а/м блок является элементом противоугонной системы и пока не поступит сигнал от замка зажигания и блока управления двигателем о том , что ключ принят системой , кулису невозможно будет снять с положения паркинг . На остальных автомобиляхвыпуска с 06.1999 года блокировка также присутствует ( т.е. кулиса освобождает рычаг при включении зажигания и нажатии на педаль тормоза , но в отличии от типов 220/215 /230 блок кулисы не привязан к конкретному автомобилю , т.е. можно снять кулису с одной машины и поставить на другую ,чего на 220-м не получится - кулиса именная и раз и навсегда привязана к автомобилю . Кроме того , на большинстве кулис присутствует клавиша разблокировки (смотри документ ) ).
Информация о привязке к конкретному автомобилю хранится в микросхеме , показанной на рисунке ниже , т.е. заменив ее со своей кулисы на другую , Вы можете привязать ее к своей машине . Проще , конечно , переставить блок EWM , но и они тоже выходят из строя .
|

плата блока EWM ( тип 220 ) . На врезке - процессор , в котором собственно и зашита вся информация про автомобиль
|
|

плата блока EWM ( тип 220)
|
3.3. Датчик положения селектора АКПП S16/10
|

|

|
С него поступает информация о положении селектора АКПП , которая используется в разрешении / запрещении прохождения сигнала на включение стартера . Расположен в кулисе АКПП типов 202 , 208 и 210 до 06.99 выпуска ( система EGS51) .
|
3.4. Блок управления ISM |

|

собственно сама муфта ( хорошо видна между тормозным и колесным диском)
|
|
Используется в основном на машинах с АКПП 722.9 ( из исключений - типы 221 и 216 , на самых мощных версиях которых устанавливалась АКПП 722.6 ) . На автомобилях , АКПП которых приводятся блоком ISM отсутствует запирающее устройство рулевого вала . Недостающий элемент , предотвращающий угон автомобиля реализован в виде электропривода штока АКПП , т.е. сервомодуля АКПП ISM (собственно тот блок , мотор которого и вращает шток АКПП) . При использовании недопущенного ключа Вы сможете даже включить зажигание , но запустить двигатель и тем более снять АКПП с положения Parking не сможете ни за что .
В ситуации , когда полностью разрядилась АКБ или вышел из строя блок ISM теоретически можно скинуть ISM и вручную провернуть шток , чтобы поставить коробку в нейтраль и закатить ее на эвакуатор . Но как это делать на земле ? Дилеры имеют в своем распоряжении специальную муфту , которая устанавливается на любое заднее колесо между ступицей и колесом и "отвязывает" последнее от полуоси , т.е.колесо может вращаться отдельно , на дополнительном подшипнике . Это позволяет перекатывать машину вручную по территории цеха . Буксировать а/м запрещено - могут пострадать дифференциалы . Номер для заказа муфты - W164 589 03 63 00 .
|
3.4. Запорные устройства рулевой колонки N26/5 .
|

блокиратор рулевой колонки ELV N26/5 на типе 210
|
|
|
Еще один электронный компонент противоугонной системы FBS3 . Если вставить ключ в замок зажигания EZS, то рулевая колонка разблокируется, если ключ вынуть, то она снова блокируется. По сути и есть тот самый штырь блокировки рулевой колонки , только с электроприводом . Блок N26/5 имеет процессор , в котором прописана информация о Вашем автомобиле . Т.о.блок этот уникальный , не подлежит перестановке на другой автомобиль и намертво присписан к Вашему авто .
Одна особенность - если запереть рулевую колонку так , что усилия электропривода не хватит , чтоб вывести штырь из вала колонки , ключ не будет принят замком зажигания и понятно , завести такой автомобиль не удастся . Поэтому в первую очередь , если ключ не принимается замком зажигания , проверьте , не вывернуты ли колеса Вашего автомобиля , подергайте рулем (покрутить не удастся - запор-то заперт) с целью освободить зажатый штырь .
Демонтировать блокиратор ELV можно только когда он разблокирован ( крепится одним болтом ) .
|

блокиратор рулевой колонки ELV N26/5 на типе 210
|
|

блокиратор рулевой колонки ELV N26/5 на типе 210
|
|

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 203
|
|

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 203
|
|

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 169 , 245
|
|

блокиратор рулевой колонки ELV на типе 169 , 245
|
|
3.5. Вакуумный насос центрального запирания А37
|

насос PSE для типов 210 ,208
|

насос PSE для типов 210 ,208
|
Насос PSE А37 . На типах 202 , 208 , 210 подает давление порядка 450 мбар на отпирание замков ( соответственно вакуум 450 мбар на запирание) , на типах 220 , 215 , 230 – наоборот . Связано это с опционной системой SVS доводчиков дверей , т.к. давление на притяжку дверей подается по той же магистрали , что и на центральный замок ( коммутация между ЦЗ и серводоводчиком осуществляется электропневмоклапаном по команде от блока TSG соответствующей двери , входящим в состав замка . Клапан в обесточенном состоянии коммутирует насос PSE с пневмоэлементами центрального запирания) .
На других типах с системой FBS 3 отсутствует , т.к. привод центрального замка на этих моделях уже электрический .
Обозначения вакуумных выводов насоса PSE :
- FT - Fahrertuer (водительская дверь);
- BFT - Beifahrertuer ( пассажирская дверь) ;
- Fond ( задние двери);
- HFE - HeckdeckelFernEntriegelung ( дистанционное отпирание крышки багажника) ;
- TD - TankDeckel (крышка бензобака) ;
- MKL - MultikontourLehne (ортопедическая спика мультиконтурного сиденья) ;
- KAF - KopfstuetzenAbsenkung ( откидные подголовники задних сидений ) ;
|

насос PSE для типов 215 , 220
|
|
3.6. ИК-приемники в дверных ручках , элементы системы KeylessGo в дверных ручках
|

|

|
|
|

Стрелкой показана клавиша отпирания по функции KeylessGo
|
|
3.7. Блоки управления боковыми дверями TSG и исполнительные механизмы ( электромоторы замков)
|

Замок крышки багажника на типе 211 во вскрытом виде
|
|

дверной замок на типе 203 с электроприводом
|
|
Блоки управления ,т.н. блоки TSG ( TuerSteuerGeraet ) управления передней левой дверью N69/1 и соответственно передней правой дверью N69/2 . В них стекается информация от ИК-приемников о сигналах от ключа , концевых выключателей замков дверей о статусе двери (открыта/закрыта , блокирована/разблокирована ) . На типах 203 , 211 , 463 и 209 через эти же блоки подается команда на электромоторы центрального запирания ;
|
3.8. Блок управления DBE ( DachBediengeraet )
|
|
|
Блок управления DBE (DachBediengeraet ) , он же потолочный плафон . Содержит приемник радиосигнала (на автомобилях с PSE - системой центрального запирания от вакуумного насоса). Кроме того этот же блок управляет люком в случае комфортного запирания ;
|
3.9. Блоки управления SAM
|
|
|
Блоки управления SAM-VL , -VR , -Fond . Ведают светосигнальными устройствами– указателями поворота , через которые подается индикация о постановке машины на охрану или снятии . Кроме того , через них замок зажигания по шине CAN получает информацию о состоянии капота и крышки багажника . На автомобилях без PSE задний блок SAM от антенны в заднем стекле через антенный усилитель получает сигнал от ключа на отпирание/запирание автомобиля . На типах 211 , 219 с кодом 889 , где нет отдельного блока KeylessGo , часть функций возложена именно на блок SAM задний . Еще одна его функция - отпирание центрального замка в случае опрокидывания автомобиля ( датчик расположен на плате блока ) .
|
3.10 .Комбинация приборов А1
|
|
|
Щиток приборов KIW A1 . Служит для пользовательскогопрограммирования системы центрального запирания . Можно закодировать срабатывание центрального замка после начала движения , какие-то дополнительные функции , как то : складывание зеркал при запирании , функцию облегчения посадки , зависимости установок сиденья и рулевой колонки от номера используемого ключа .
|
4. Ключи FBS3
|
4.1. Ключи - передатчики
|

Ключ FBS3 фаза I
Самый первый из ключей FBS3 .
|

Ключ FBS3 фаза II
Сменили предыдущую версию в июне 2000 года. Ключи стали более компактными .
|

Ключ FBS3 фаза III
На самом деле - лишь более симпатичное оформление для ключей фаза 2 .
|

Ключ FBS3 фаза IV
Появились на типах 212 и 207 .
|
|

Ключ FBS3 фаза I
Самый первый из ключей FBS3 .
|

Ключ FBS3 фаза II
Сменили предыдущую версию в июне 2000 года. Ключи стали более компактными .
|

Ключ FBS3 фаза III
На самом деле - лишь более симпатичное оформление для ключей фаза 2 .
|

Ключ FBS3 фаза IV
Появились на типах 212 и 207 .
|
|
Подробнее о ключах FBS3 фаза 1 , замене элементов питания .
Подробнее о ключах FBS3 фаза 2 , замене элементов питания .
Подробнее о ключах FBS3 фаза 3 , замене элементов питания .
Подробнее о ключах FBS3 фаза 4 , замене элементов питания .
Собственно ключи для реализации как доступа в автомобиль , так и доступа к управлению . Доступ в автомобиль осуществляется через систему центральной блокировки , причем используется как радио- , так и ИК-канал . Доступ к управлению осуществляется посредством передачи данных инфракрасными лучами в электронный замок зажигания (EZS). Эта система полностью независима от системы доступа в автомобиль. Ей также не требуются элементы питания дистанционного управления, т.к. питание осуществляется от индукционной катушки замка зажигания EZS. Это обеспечивает пуск двигателя даже при разряженных элементах питания в ключе-передатчике .
Состоят из электронной и механической части . Последняя предназначена для аварийного отпирания в случае отказа системы , севшей АКБ , разряженных элементах питания ключа а также для запирания перчаточного ящика и крышки багажного отделения (кроме типа 203.7) . Электронная часть , относящаяся к части центрального запирания управляется как правило 3 кнопками ( «Отпирание» , «Запирание» , «Дистанционное отпирание крышки багажника» ( кнопка может отсутствовать на некоторых моделях) и для машин американского рынка кнопка “ Panic ” ) .
Ключ программируемый . Возможно выбрать одну из двух программ : селективное отпирание ( одно нажатие на кнопку отпирания открывает только водительскую дверь и лючок бензобака , второе – остальные двери ) или т.н. «глобальное» отпирание , т.е. однократным нажатием кнопки отпирания открываются все двери . Смена программы осуществляется одновременным нажатием и удерживанием одновременно кнопок отпирания и запирания в течении приблизительно 6 сек до двойного промаргивания диода на ключе .
Питание ключа осуществляется от двух элементов питания ( ОЕ-номер комплекта 000 828 03 28 или же СR0225 (в оригинальной упаковке лежит Panasonic)) .
Особо хочется отметить :
- ключ способен заводить автомобиль даже без элементов питания . Они нужны ему только для дистанционного отпирания/запирания авто ; поэтому если Ваш ключ не принимается замком зажигания - бесполезно менять элементы питания - проблема в другом , и скорее всего намного дороже .
- для замены элементов питания не требуется укладываться в определенное время .Можно вообще их оттуда вынуть и пользоваться для отпирания авто только механическим жалом . Поэтому и после замены элементов питания не требуется никакой синхронизации .
Резервный ключ . У резервного ключа нет функции дистанционного управления центральной блокировкой , т.к. нет кнопок . Он предназначен только для механического открытия двери и полноценного доступа к управлению автомобилем (в резервном ключе также есть инфракрасный передатчик данных, так что пуск двигателя тоже возможен ) . Начиная с 01. декабря 2000 г. данный ключ в комплектацию новых автомобилей не входит ( для США и Японии – с начала 2002 года) .
Собственно ключи зажигания . Состоят из электронной и механической части . Последняяпредназначена для аварийного отпирания в случае отказа системы или при севшей АКБ , а также для запирания перчаточного ящика . Электронная часть , относящаяся к части центрального запирания управляется как правило 3 кнопками ( открыть автомобиль / закрыть автомобиль / дистанционное отпирание крышки багажника ) . Ключ программируемый . Возможно выбрать одну из двух программ : селективное отпирание ( одно нажатие на кнопку отпирания открывает только водительскую дверь и лючок бензобака , второе – остальные двери ) или т.н. «глобальное» отпирание , т.е. однократным нажатием кнопки отпирания открываются все двери . Смена программы осуществляется одновременным нажатием и удерживанием одновременно кнопок отпирания и запирания в течении приблизительно 6 сек до двойного промаргивания диода на ключе . Радиус действия радиоканала –от 10 метров и более . Кроме того ключ позволяет осуществить т.н. «комфортное» запирание/отпирания автомобиля . Для этого используется только ИК-канал , т.е. если Вы хотите одновременно с центральным запиранием автомобиля поднять опущенные стекла и закрыть люк , необходимо направить ключ на ИК-приемник в ручке двери и удерживать до полного поднятия стекол и закрывания люка . Если , направив ключ на ручку Вы будете удерживать нажатой кнопку отпирания , опустятся все стекла и откроется люк .Питание ключа осуществляется от двух элементов питания ( ОЕ-номер комплекта 000 828 03 88 или же Панасоник СR2025) .
Особо хочется отметить :
- ключ способен заводить автомобиль даже без элементов питания . Они нужны ему только для дистанционного отпирания/запирания авто ; поэтому если Ваш ключ не принимается замком зажигания - бесполезно менять элементы питания - проблема в другом , и скорее всего намного дороже .
- для замены элементов питания не требуется укладываться в определенное время . Можно вообще их оттуда вынуть и пользоваться для отпирания авто только механическим жалом . Поэтому и после замены элементов питания не требуется никакой синхронизации .
|
4.2. "Зеленый " ключ
|

|

|
Раньше он был действительно зеленого цвета , от чего и пошло название - несколько лет назад ключи стали оранжевыми , но название осталось . Применяется для программирования замка зажигания EZS . Т.е. купив девственно чистый в смысле информации о Вашем автомобиле блок EZS , Вы заказываете из Германии (списав с корпуса замка зажигания индивидуальный 16-значный номер и отправив этот номер вместе сзаказом ) и ждете две недели этот "зеленый" ключ . За это время работники Даймлера перекачивают из базы данных SLV в него информацию о Вашем автомобиле - сколько ключей у Вас есть , их индивидуальные данные , номера шин , на которые они прописаны и т.д. После прихода "зеленого" ключа он вставляется в новый замок зажигания и последний "женится" с автомобилем - иногда очень долго . Поэтому при замене замка зажигания на новый Вашим старым ключам ничего не угрожает - все они продолжат работу с автомобилем . Исключение составляют прописанные с помощью хацкеров инородные ключи , которые по понятным причинам в базе данных в Германии никто не зарегистрировал . Вот эти-то ключи и перестанут работать с новым замком зажигания .
На типе 204 "зеленый" оранжевый ключ понадобится также и для персонализации блокиратора рулевого вала .
|
4.3. Карточка KeylessGo , ключи с функцией KeylessGo
|

карта KeylessGo для типов 215 / 220 и 230
|

карта KeylessGo для типов 215 / 220 и 230
|
Отдельная карта KeylessGo применялась только для типов 215 (до номера шасси А035899 выпуска до 20.02.2003 года) , 220 ( до номера шасси А352549 выпуска до 20.02.2003 года) и 230 ( до номера шасси F 069434 выпуска до 31.08.2003) , причем это была платная опция и отражалась в карте данных автомобиля кодом 889 .
Карты могут быть прописаны на любую свободную шину , но одному блоку управления KeylessGo , и , соответственно автомобилю могут быть присвоены только две чип карты .
Касательно карт можно добавить следующее :
1) кнопка на карте - не для запирания - отпирания автомобиля совсем - только для выбора режимов , т.к. карта программируемая ( можно выбрать один из двух режимов разблокировки : "селективно" или "глобально" ) . Для выбора одной из программ необходимо нажать на единственную кнопку на время не менее 5 сек. и дождаться , пока не мигнет диод под соответствующим символом варианта разблокировки ;
2) для того , чтобы узнать , какой режим разблокировки выбран для карты на данный момент нажмите на кнопку на короткое время , загорится светодиод контрольной индикации «разблокировка двери водителя» или «центральная разблокировка» ;
3) для того, чтобы узнать , в каком состоянии находится система центрального запирания автомобиля в данный момент ( правильнее сказать , какая последняя операция с системой центрального запирания была выполнена с помощью этой карты , коротко нажмите на кнопку карты - если диод моргнет красным , то автомобиль заблокирован , зеленым - автомобиль разблокирован ;
Карточка в отличие от ключа требует для запуска двигателя элементов питания . Используются те же CR2025 , что и в обычных ключах - передатчиках . Элементы находятся под крышкой на тыльной стороне карты . Замена по силам двухлетнему ребенку .
Во избежание проблем нельзя пользоваться двумя картами KG одновременно .
Потом уже пошли ключи со встроенной картой KeylessGo .
На автомобилях с емкостными датчиками в дверных ручках питание с этих датчиков снимается либо через 72 часа ( если этими датчиками не пользуются) либо после 10 касаний наружных ручек без карты и без разблокировки центрального замка ( защита от хулиганов) . В этом случае отпирание через KeylessGo возможно только разбудив систему путем вытягивания ручек ( при этом срабатывают концевые выключателяв дверных ручках) .
Кроме того , в каждый замок двери ( здесь речь идет о машинах с насосом PSE ) встроен дополнительный солеонид , который разблокирует дверь , поскольку пневматика срабатывает крайне долго .
|

плата ключа с функцией KeylessGo
|

плата ключа с функцией KeylessGo
|

кнопка Start на рычаге селектора АКПП на типе 220
|
|

кнопка Start / Stop на типе 221 , вставленная в замок зажигания
|
|
5. Особенности заказа новых ключей FBS3 , блокировка ключей
|
Шины EZS
|
Сегмент 1
|
Сегмент 2
|
Сегмент 3
|
1
|

серия
|

0012
|

0013
|
2
|

серия
|

0022
|

0023
|
3
|
или 
серия* или 0041
|

0032
|

0033
|
4
|
или 
** или 0041
|

0042
|

0043
|
5
|
или 
** или 0041
|

0052
|

0053
|
6
|

0041
|

0062
|

0063
|
7
|

0041
|

0072
|

0073
|
8
|

0041
|

0082
|

0083
|
* перестал поставляться с новыми автомобилями начиная с 01.12.2000 г. для остального мира и с января 2002 года для автомобилей рынка США и Японии ;
** - опция (код 889 ) для типов 215 (до номера шасси А035899 выпуска до 20.02.2003 года) , 220 ( до номера шасси А352549 выпуска до 20.02.2003 года) и 230 ( до номера шасси F 069434 выпуска до 31.08.2003) ;
|
|
Дополнительный ключ ( заказывается на свободную шину ) : начинает работать сразу ; дополнительный ключ поставляется в дополнение к уже имеющимся ключам на свободную шину в 1-м сегменте реестра ключей в замке зажигания ( ключи во 2-й и 3-й сегменты заказываются , когда необходимо заказать ключ взамен утерянного или когда хозяин теряет по ключу в месяц и все шины первого сегмента уже заполнены ) . В этом случае к оригинальному номеру ключа при заказе добавляется расширение ES1 "0041" , что означает , что вновь пришедший ключ самостоятельно пропишется на первую свободную шину . Например , если у Вас пять шин заполнены ключами и картами KeyLessGo , то он пропишется на 6-ю шину .
Ключ взамен утерянного . В этом случае , если Вы , например потеряли ключ номер 2 ( номер можно узнать через Star Diagnose , для чего необходимы все оставшиеся на руках ключи ) то Вы можете заказать ключ с расширением 0022 (смотри таблицу кодов расширений ES1 для заказа ключей ниже), что означает , что при регистрации его в замке зажигания память об утерянном ключе будет стерта , а на его место ( но уже в сегмент 2 шины 2) пропишется новый . При этом , если Вы когда-нибудь найдете этот утерянный ключ , в этой машине он не заработает никогда . Эту операцию с ключом номер 2 можно провести еще один раз , заказав ключ с расширением уже 0023 ( пропишется опять же на шину 2 , но уже в сегмент 3) . И все - это уже последний ключ , который можно прописать на шину 2 . Таким образом , за всю историю автомобиля у него может быть максимум 24 ключа . Дальше уже надо менять замок зажигания . Ключ взамен утерянного начинает работать только после "обучения" на автомобиле . Обучение ключа может занять много времени , так на типе 203 замок зажигания прописывает ключ в свой реестр на протяжении 35 минут , на типах 215/220 - 40 минут , на 202/208/210 - аж 80 минут . Соответственно блокиратор рулевой колонки (кроме 215/220) требует 35...40 минут , блок EWM на типах 215/220 - 80 минут и блоки управления двигателем - больше получаса . Короче 2 часа отдай . На 203 и 215/220 (с июня 2000 года) при обучении ключа взамен утерянного горит информация на дисплее „Fahrzeug rechnet, Bitte warten“ , на типах 202 / 208 /210 - горит диод на ключе . При этом зажигание должно быть все время включено .
Всего у замка зажигания 8 шин по три сегмента , т.о. за всю историю замка зажигания может быть только 24 ключа , причем в каждый конкретный момент шина , хоть и имеет три сегмента , может работать только с одним своим ключом , т.е. в каждый конкретный момент у автомобиля не может быть более 8 активных прописанных ключей .
Каждый выпущенный ключ регистрируется в единой базе данных SLV , пакет данных блока шин ключей нового автомобиля регистрируется не позднее 3 дней после его выпуска с завода .
Особенности : исключение - ключи фаза 1 для автомобилей с системой Keyless Go - как правило две карты KeylessGo прописаны на шины 4 и 5 замка зажигания , поэтому число ключей - 6 , т.к. две шины заняты картами ( правда карты KG можно списать и на их место прописать обычный ключ : дополнительный ключ , заказанный с кодом расширения ES 1 «0041» встанет на первую свободную шину . Для а/м с ключами фаза 2 и далее ( функция карты KeylessGo реализована в самом ключе ) чуть проще - все шины замка зажигания отведены под ключи .
Если Вы утеряли ключ , то существует возможность заблокировать ключ . Делается это с помощью Star Diagnosis . Вы привозите все оставшиеся ключи и электрик-диагност , поочереди вставляя их в замок зажигания , определяет номера оставшихся ключей . Предположим , он понял , что ключи 1 и 3 имеют место быть , а ключа 2 среди привезенных Вами нет . Вот его-то и надо блокировать . Существует возможность последующего повторного допуска этого ключа , если вдруг Вы его найдете , но только в том случае , если на его место не был прописан новый ключ .
В каждый конкретный момент к автомобилю может быть приписано 8 ключей ( исключение - ключи фаза 1 для автомобилей с системой Keyless Go - как правило две карты KeylessGo прописаны на шины 4 и 5 замка зажигания , поэтому число ключей - 6 , т.к. две шины заняты картами) . Для а/м с ключами фаза 2 ( функция карты KeylessGo реализована всамом ключе ) чуть проще - все шины замка зажигания отведены под ключи . При заказе новых возможны два варианта :
- ключ на свободную шину ;
- ключ взамен утерянного / неисправного ключа ;
В первом случае к оригинальному номеру ключа добавляется расширение ES1 "0041" , что означает , что вновь пришедший ключ самостоятельно пропишется на первую свободную шину . Например , если у Вас пять шин заполнены ключами и картами KeyLessGo , то он пропишется на 6-ю шину .
Во втором случае , если Вы , например потеряли ключ номер 2 ( номер можно узнать через Star Diagnose , для чего необходимы все оставшиеся на руках ключи ) . Тогда Вы можете заказать ключ с расширением 0022 (смотри таблицу кодов расширений ES1 для заказа ключей ниже), что означает , что при регистрации ео в замке зажигания память об утерянном ключе будет стерта , а на его место пропишется новый . При этом , если Вы когда-нибудь найдете этот утерянный ключ , в этой машине он не заработает никогда . Эту операцию с ключом номер 2 можно провести еще один раз , заказав ключ с расширением уже 0023 . И все - это уже последний ключ , который можно прописать на шину 2 . Таким образом , за всю историю автомобиля у него может быть максимум 24 ключа . Дальше уже надо менять замок зажигания .
Что касается ключей , в изобилии продаваемых на EBay , то смысла в их покупке никакого . Перепрошить ключ , предназначенный для другого автомобиля , чтобы он стал работать с Вашим авто , официальных путей не существует . Есть кривые пути . Не стану разуверять Вас . Просто Вам необходимо решить для себя и выбрать из двух зол меньшее :
1. Понятно , что ключи у официальных дилеров стоят недешево - порядка 13000 руб. за штуку , но для того , чтобы прописать "левый" ключ в Ваших блоках Вам придется снять с машины и прописать еще один ключ в замке зажигания , блоке управления двигателем , блокираторе рулевой колонки или кулисе АКПП ( зависит от типа) . Итого , в сухом остатке - ключ на EBay с доставкой - баксов под 150 , программирование блоков - за каждый по сотке , плюс снять/поставить их - еще 300...500 баксов . Где экономия ? Разве только ребятки , умеющие это делать , продадут Вам свой опыт и умение ( а они должны стоить недешево) за 20 доларов .
2. Если Вам и удастся прописать инородный ключ в блоки автомобиля , может настать такой момент , когда придется заказывать новый замок зажигания или блок управления двигателем . Поскольку "левые" ключи в базе данных Мерседеса на Вашу машину никто не зарегистрировал , информация об этом ключе не попадет в реестр допущенных ключей и новый блок с этим ключом работать откажется , т.е. Вы намертво привязаны к тем ребятам , которые зашили Вам неродной ключ .
3. Задайте себе вопрос : насколько хорошо Вы знаете людей , которые будут шить Вам эти ключи ? Чем они занимаются по вечерам ? Уверены ли Вы , что прошив один ключ для Вас , они не сделают еще один для себя ? Я не пытаюсь напугать или отговорить : у меня есть знакомые суперталанты ( по другому и не скажешь ) , и мне иногда приходится по тяжелым случаям обращаться именно к ним , но я знаю их лет семь и потому могу доверять , но уверены ли Вы в своих ?
|
6. Замена элементов питания в ключах FBS3
|

|
|
Все ключи системы FBS3 запитаны элементами питания Panasonic CR2025 , в запчасти поставляется комплект из двух элементов питания с оригинальным номером для заказа A000 828 03 88 .
замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 1
замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 2
замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 3
замена элементов питания в ключах FBS3 фаза 4
|
7. Особенности заказа элементов системы FBS3 по процедуре DRT
|
Заказ и получение элементов системы FBS3 ( входят в список т.н. DRT-деталей , который достаточно широк : механический ключ, ключ-передатчик инфракрасного / радио сигнала, резервный ключ, чип-карта Keyless Gо , механизмы замков, замки и комплект замковых механизмов , блоки управления двигателем, блоки инфракрасного управления, блоки радио управления , компоненты FBS3 (электронный замок зажиганияEZS, электронная блокировка рулевой колонки ELV, электронный модуль управления EWM) , детали, на которых выбит идентификационный номер автомобиля (заводская табличка, поперечина, моторный щит, кузов) может осуществляться только владельцем автомобиля или уполномоченным им лицом ( действующим по генеральной доверенности ( ну никак не по рукописной) .
При заказе владельцем должны быть представлены следующие документы: оригинал документа на автомобиль (техпаспорт) и оригинал удостоверения личности владельца.
При заказе через уполномоченное лицо должны быть представлены следующие документы: оригинал документа на автомобиль (техпаспорт) оригинал удостоверения личности уполномоченного лица и оригинал доверенности от владельца (с указаниям права заказа и получения дубликатов ключей) . С представленных оригиналов документов делаются копии.
Детали DRT можно заказать только через официальных дилеров Mercedes Benz .
|
8. Послесловие
|
Понятия не имею , зачем я все это написал . На самом деле тема настолько сложная , информация по ней жутко рассредоточенная , неполная ( завод - изготовитель просто не распространяется ) . В полной мере ею владеют только создатели системы . Тем же , кто ремонтирует Мерседесы , информация подается только в том объеме , который минимально необходим для работы с системой FBS .
Понятно , что эта статья , как и все остальные статьи на сайте , будет еще не раз переделываться , дополняться , а может разбиваться - уж слишком широкая тема , да и различия по типам слишком велики .
|
|