Цвет - красный с оттенком малинового . Используется в АКПП 5-й , 6-й и 9-й серий . Не допускается использование масла А001 989 6803 в переднеприводных АКПП 722.7/8 типов 168 , 414 , 169 , 245 .
Изначально это масло создавалось для новой АКПП AMG Sprintshift для типа SL65 AMG Black Series ( в которой вместо гидротрансформатора используется многодисковое мокрое сцепление) - отсюда и название "MB 236.14 ATF NAG2VSport" . Масло получилось настолько удачным , что было решено заменить все предыдущие масла на новое .
Масло А001 989 6803 можно смешивать с маслом- предшественником А001 989 4503 (лист допуска 236.12) - смотри в WIS документ SI00.40-P-0014A .
В настоящий момент является продуктом первичной заливки на конвейере и для сервисного обслуживания . Поставщиком является Fuchs - это понятно из фото , которое прислал Евгений Амиров ( он сделал снимок прямо на складе готовой продукции завода Fuchs в Германии , за что ему громадное спасибо ! ) .
Примечание :
1) масло А001 989 2103 изначально созданное для использования в АКПП 722.6 в конце 1995 года через 13 лет было признано морально устаревшим и заменено :
- сперва на А001 989 4503 (лист допуска 236.12)( причем в некоторых коробках 6-й серии масло 236.12 с момента выхода в серию коробок 722.9 долгое время использовалось параллельно маслу А001 989 2103 , и лишь потом , в начале 2008 года заменило полностью лист допуска 236.10 ) ;
- затем , в конце 2008 года - на А001 989 6803 ( лист допуска 236.14) ;
Что касается многочисленных споров относительно того стоит ли менять 21-е масло на новое 68-е . Надо понимать , что с момента появления масла А001 989 2103 прошло уже 17 лет ! Понятно , что рецептура частично подвергалась изменениям , но но кардинально и по большому счету маслу этому уже 17 лет ! А А001 989 6803 - современный продукт . Есть ли смысл ломать копья ? Может проще смириться с этим моментом ;
2) так что сейчас масло А001 989 2103 хоть и выпускается , но пригодно только для АКПП 722.7 на типе 168 и для использования в раздаточных коробках типов 163 и 210 . Согласно документа BF27.00-P-1000-01C (смотри WIS) для использования в АКПП шестой серии допускается только масло из листа допуска 236.14 с каталожным номером А001 989 6803 . C тех пор , как на конвейере вместо стали заливать 001 989 6803 резко сократилось число поломок АКПП в гарантийный период . Сложно напрямую это связать только с переходом на новое масло . Здесь и доработанное "железо" и усовершенствованное ПО блока управления . Но и умалять эффект от масла тоже не стоит ;
3) по поводу замены масла в случае , если до этого она была заправлена маслом из листа допуска 236.10 А001 989 2103 : нигде ни слова не сказано про смешиваемость этого масла и А001 989 6803 ( правда коробочникам на обучении говорили , что можно смешивать два этих масла , но в документации этого нигде не сказано , потому и написать о допустимости смешивания не имею права ) .
Посему замена масла подразумевает два варианта :
- если на гидротрансформаторе есть сливная пробка - просто замена ( масло сливается полностью из ГТ и картера АКП );
- если пробки на ГТ нет - замена сопровождается промывкой . Операция расписана в WIS и те, кто берется за замену масла в столь сложном и дорогостоящем агрегате , должны владеть этой операцией .
4) масло А001 989 68 03 можно смешивать с маслом- предшественником А001 989 45 03 (лист допуска 236.12). Т.е. получается , что А001 989 68 03 мешается и с 21-м и с 45-м маслом , при этом между собой последние два масла смешивать не допускается !
Перечень продуктов , имеющих допуск по листу 236.14:
Производитель
|
Наименование продукта
|
Fuchs TITAN ATF 4134
|
Fuchs Petrolub AG, Mannheim/Германия
|
Fuchs TITAN EG ATF 134
|
Fuchs Petrolub AG, Mannheim/Германия
|
MB 236.14 ATF NAG2VSport A 001 989 68 03
|
Daimler AG, Stuttgart/Германия
|
Mobil ATF134
|
Exxon Mobil Corporation, Fairfax, Virginia/США
|
Shell ATF134
|
Shell International Petroleum Company, London/Англия
|
Выпускается в таре :
- А001 989 6803 10 - бутылка 1 литр ;
- А001 989 6803 11 - канистра 5 литров;
|
|
|
|
|
Так выглядит масло А001 989 6803
|
|
расположение номера агрегата для АКПП 722.6
|
|
Интереснейшее фото прислал Евгений Амиров , которое он сделал непосредственно на заводе Fuchs в Германии . На наклейке можно прочитать 236.14 и номер масла - А001 989 68 03 . Теперь мы знаем , кто поставляет это масло . Евгению - респект !
|
|
|
2. Так какими же коробками считаются 722.6 - необслуживаемыми или в них необходимо менять масло ?
|
Когда эти коробки только появились на серийных автомобилях новостью для всех стала "необслуживаемость" 722.6 . Очевидно мерседесовцы уповали на характеристики масла , поставщиком которого был Шелл . Масло было создано на базе синтетики Shell XHVI и согласно обещаний производителя было вполне способно отработать весь ресурс АКПП . Масло - то может и способно . А вот фильтр ? Я ради интереса разрезал масляные фильтра от 722.6 с пробегами 60000 и более километров - кучи дерьма до фильтра с вероятной 80...100% потерей пропускной способности и торчащими иголками стружки , уже "прошедшими" сквозь материал фильтра с обратной стороны .
Году в 2001 появилась какая-то скользкая сервисная информация , что завод признает необслуживаемую АКПП 722.6 "обслуживаемой" и предлагает менять масло каждые 60000 км . Тогда у меня не было задач сохранить для потомков этот документ , а сейчас его уже нигде и не найдешь . Так что мой рассказ об сервисной информации похож на воспоминания деда на завалинке про дела 1812 года . И тем не менее подобный документ существовал .
Характер закона обязательная замена масла в АКПП 722.6 получила в лице документа SI00.20-P-0022A ( опять же сервисная информация) , изданного 18.февраля 2005 года . Согласно этого документа масло в АКПП 722.6 требуется менять однократно при пробеге 60000 км на следующих автомобилях :
- тип 203 с номера шасси А745749 ;
- тип 203 с номера шасси F648300 ;
- тип 203 с номера шасси R173714 ;
- тип 209 с номера шасси F147225 ;
- тип 209 с номера шасси T044945 ;
- тип 215 с номера шасси A045863 ;
- тип 220 с номера шасси A445841 ;
- тип 230 с номера шасси F096743 ;
и всех последующих типов с АКПП 722.6 . Это изменение было внесено в сервисные книжки вновь выпущенных автомобилей . Для автомобилей , выпущенных ранее это правило не распространялось !!! Типа уже безнадежно ?! Хотите мое мнение на эту тему - менять надо каждые 60000 км . На всех авто с коробками шестой серии . Все мои знакомые , кто владеет Мерседесом и работает на дилерских и недилерских предприятиях по ремонту Мерседес-Бенц практически неукоснительно следуют этому правилу .
На типах 204 , 207 , 212 с АКПП 722.6 однократная замена масла полагается уже при пробеге 50000 км . Думается мне , что это связано не с ходимостью нового масла из листа допуска 236.14 , а скорее с кратностью 50000 км сервисному интервалу 25000 км .
|
3. Заправочные объемы АКПП 722.6 , измерение уровня масла
|
Заправочные объемы для автоматических коробок 6-й серии приведены в таблицах заправочных объемов по типам -смотри здесь .
Масло меняется однократно при пробеге 50000...60000 км в зависимости от типа и года выпуска . При этом меняется прокладка поддона , масляный фильтр , медное кольцо пробки поддона и , если есть пробка на гидротрансформаторе , ее алюминиевое кольцо . Желательно заменить также все болты крепления поддона и передние дистанционные втулки ( образующийся при работе кондиционера конденсат сливается по дренажным трубкам и стекает по картеру АКПП в аккурат в область передних болтов - и очень часто болты просто закисают внутри втулок ) .
Пробка щупа АКПП опломбирована. С завода ставят пломбу черного цвета , в запасные части поступает пломба коричневого цвета . Деталь одноразовая и для снятия заглушки с трубки пломбу приходится ломать .
Во всех автомобилях оборудованных АКПП 722.6 маслоизмерительный щуп отсутствует. Щуп является специальным инструментом , имеется на сервисных станциях или продается (номер для заказа W140 589 15 21 00 , стоимость у оф.дилера - порядка 2400 руб. ). Контроль или корректировка уровня масла должны осуществляться только на специализированных станциях технического обслуживания Mercedes Benz . Уровень в АКПП первоначально выставляется по шкале "25 град.С" на щупе , потом проверяется при температуре масла 80 град.С на заведенном двигателе в положении селектора выбора передач "P" или "N" . Температуру масла измеряют с помощью диагностического прибора SD по действительным значениям ( правда этот параметр можно увидеть только когда селектор стоит в положениях "R" или "D" ) .
Причем щуп един для всех автомобилей , оснащенных АКПП 722.6 - от SLK в 170 кузове - до Майбаха . Щуп очень длиный и вставляется в измерительную трубку до упора концом измерительного наконечника в дно поддона , при этом изрядная часть троса с ручкой продолжает "торчать" над измерительной трубкой ( она же является заправочной "горловиной" ) .
|
|
|
|
Щуп W140 589 15 21 00 и размеры измерительного наконечника
|
|
Заглушка маслозаливной трубки АКПП с черной пломбой
|
|
|
|
|
4. Лист допуска 236.10 - отменен для применения в АКПП 722.6 ( приведен для справки) - масло А001 989 21 03
|
Выше я уже писал про масло А001 989 21 03 , изначально применявшееся в АКПП 722.6 . Теперь оно непримо для этих автоматических коробок . Цвет - как и у масла А001 989 68 03 - красный с оттенком малинового .
Лист 236.10 невелик - оригинальное масло и единственный его аналог от Shell .
Производитель
|
Наименование продукта
|
MB 236.10 Flüssigkeitsgetriebeöl (ATF) A 001 989 21 03
|
Daimler AG, Stuttgart/Германия
|
Shell ATF 3403-M 115
|
Shell International Petroleum Company, London/Англия
|
Кроме как в АКПП 722.7 типов 168 и 414 это масло используется в раздаточных коробках типов 163 и 210 ( последний - понятно - в полноприводном исполнении ) ;
|
5. Характеристики масел из листов допуска 236.10/14
|
Для простоты взял для сравнения параметры их шелловских и фуксовских аналогов .
Интересно отметить , что про 21-е масло еще в информационном листке в 2001 году Шелл писал , что это синтетическое масло и создано оно на основе синтетического масла Shell XHVI и способно проработать без замены весь ресурс коробки . Для доказательства - TDS шелловского аналога А001 989 2103 - масла Shell ATF3403-115 .
А вот про ATF134 , читай А001 989 68 03 :
- у Шелла написано в документе на масло Shell ATF134 (аналог А001 989 6803 ) , что это высокотехнологичная жидкость ( нет прямого указания на синтетичность) и оно создано на базе синтетических масел , полученных методом гидроизомеризации , т.е. по большому счету это минеральное масло , т.к. гидроизмеризации подвергаются только минеральные масла ;
- У Fuchs , в его информационном листке на аналог 68-го масла , масло Fuchs TITAN ATF 4134 , сказано прямо : " TITAN ATF 4134 приготовлена на основе новейших базовых масел с высоким индексом вязкости (Группа III+) " . Группа III с плюсом ли , с минусом ли - это масла , носящие общее название гидрокрекинг , т.е. по большому счету сильно модифицированные м и н е р а л ь н ы е продукты . ИМЕННО ПОЭТОМУ ДЛЯ АКПП 722.6 и 722.9 ( но только тех , в которые заправляется А001 989 68 03 , а не новое синезеленое А001 989 78 03 ) , устанавливаемые на последние модели завод требует выполнять замену масла в коробке не при 60000 км , а при 50000 км - подробнее распишу позже . Правда однократно , т.е. всего один раз за весь ресурс АКПП . Мое мнение - менять необходимо как раз каждые 50000 км : ресурс минерального масла все-таки не столь велик , как у чистой синтетики ( напомню , что для АКПП 722.9+ - это в которых используется сине-зеленое масло А001 989 78 03 первоначальная замена масла предписывается только на пробеге 125000 км ) . Почему они не изменили интервалы для более старых моделей - скорее всего потому , что 99,99999999% процентов парка этих авто уже давно проехали рубеж и в 50000 и в 100000 км !
Все ,что я вижу - новое масло даже более жидкое ( и застывает позже и вязкость при 100 град.С имеет меньшую ) - это видно по индексу вязкости . Поэтому при переходе с 21-го масла на 68-е теоретически могут появиться некомфортные переключения на период адаптации .
Одно хорошо - при минус 40 можно спокойно пользоваться коробкой - температура застывания уже минус 51 против 45 у А001 989 21 03 ( хочу сказать , что температура застывания - параметр скорее технологический , чем какой-то показатель : это минимальная температура , при которой масло можно перелить из одной тары в другую . Но поскольку производитель не указал температуру , при которой достигается предел прокачиваемости 60000 сСт , то остается догадываться по температуре застывания ) . При этом сравнительные показатели Fuchs TITAN ATF 4134 чуточку лучше ,чем у аналогичного Шелла - чуть повыше вязкость при 100 градусах , выше индекс вязкости .
Показатель
|
A001 989 21 03 = Shell ATF3403-115
|
A001 989 68 03 = Shell ATF134
|
A001 989 68 03 =Fuchs TITAN ATF 4134
|
Вязкость кинематическая, мм2/с при 40°C
|
34,5
|
29
|
29,6
|
Вязкость кинематическая, мм2/с при 100°C
|
7,4
|
6,2
|
6,5
|
Вязкость , мПа с при - 40°C
|
|
|
8500
|
Индекс вязкости
|
189
|
180
|
185
|
Температура вспышки в открытом тигле, °C
|
195
|
202
|
200
|
Температура застывания, °C
|
-45
|
-51
|
-51
|
Плотность при 15°C, кг/м3
|
849
|
847
|
850
|
|
|