Требования к топливу для бензиновых двигателей определяются листом допуска 122.2 ( правильнее сказать спецификацией , т.к. здесь нет перечня продуктов по производителям , имеющем допуск завода-изготовителя для применения в автомобилях Mercedes Benz ) . В таблице 1 приведены параметры , которым должен соответствовать бензин - без разницы где -Германия это или США или Россия . Кроме того , существует лист допуска 121.0 , где написано еще проще : все бензины должны соответствовать европейскому стандарту DIN EN228 и быть не этилированными ( этилированный бензин полностью запрещен с конца 1996 года ) ;
Параметр
|
Тип бензина
|
Метод испытаний
|
Super
|
SuperPlus
|
Normal
|
Плотность ( при 15 град.С) , кг / м.куб.
|
720--775
|
ISO 3675
|
Октановое число , мин.
|
ROZ (исследовательский метод )
|
95
|
98
|
91
|
Pr En ISO5164
|
MOZ ( моторный метод )
|
85
|
88
|
82
|
Pr En ISO5163
|
Максимальное содержание свинца , г/л
|
0,05
|
ISO237
|
Фракционный состав : объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре:
|
до 70 град.с (E70)
|
летнее топливо
|
20-48
|
ISO3405
|
зимнее топливо
|
22-50
|
топливо переходного периода
|
20-50
|
до 100 град.с (E100)
|
летнее топливо
|
46 - 71
|
зимнее топливо min
|
|
до 150 град.с min (E150)
|
75
|
конец кипения , °С, не выше
|
210
|
остаток в колбе, % (по объему), не более
|
2
|
Давление насыщенных паров DVPE , кПа
|
летнее топливо
|
45 - 60
|
prEN 13016-1
|
зимнее топливо
|
60 - 90
|
топливо переходного периода
|
60 - 90
|
Максимальный индекс паровой пробки ( = 10DVPE + 7*E70 ) для топлива переходного периода
|
1150
|
|
Остаток при выпаривании , мг / 100 мл , макс.
|
5
|
EN ISO 6246
|
Объемная доля бензола, %, не более
|
1
|
EN 238
|
Объемная доля углеводородов, %, не более
|
олефиновых
|
18
|
|
21 (18*)
|
ASTM D 1319 (mod.)
|
ароматических
|
42 (35*)
|
Массовая доля серы , % , не более
|
0,005*
|
EN 24260 , EN ISO 14596
|
Коррозия медной пластинки , макс
|
1
|
ISO 2160
|
Устойчивость к окислению, мин, не менее
|
360
|
ISO 7536
|
Объемная доля ок-сигенатов , %, не более
|
метанола (MEOH)
|
3
|
EN 13132
|
этанола (ETOH)
|
5
|
2-пропанола (IPA)
|
10
|
2-метил-2-пропанола (TBA)
|
7
|
2-метил-1-пропанола (IBA)
|
10
|
эфиров (С5 и выше)
|
15
|
других оксигенатов
|
10
|
Массовая доля кислорода, %, не более
|
2,7
|
начиная с 1.1.2005: от 0,005 до 0,001; начиная с 1.1.2009: 0,001 массовой доли , % , не более .
|
Различия в октановом числе бензина , измеренные исследовательским (ROZ) и моторным методом (MOZ) объясняются принципиально разными условиями экспериментов . При исследовательском методе частота вращения двигателя постоянная (600 об/мин.) , постоянный угол опережения зажигания 13 град. до ВМТ и температура готовой смеси 52 град.С . При моторном методе используется частота вращени 900 об/мин., переменный угол опережения зажигания и температура смеси 149 град.С.
Если кому-то стало интересно прочитать побольше , что какой параметр значит - обращайтесь к документам 110.1 , 112.0 , 119.0 , 121.0 , 121.1 , 125.0 , 126.0 .
|
2. Требования к бензинам российского рынка
|
Требования в бензинам российского рынка определяются "ГОСТ Р 51866-2002 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия" , выдержки из которого я и приведу в этом разделе . Приводить весь документ нет смысла - любой найдет в интернете . Приведу лишь наиболее интересные моменты .
ГОСТ Р 51866-2002 ( ЕН 228-2004 )
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Топлива моторные ( БЕНЗИН НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ) " , Технические условия
Предисловие
Разработан : Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы», ОАО «ЛУКОЙЛ» ;
Внесен : Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы» ;
Принят Постановлением Госстандарта России от 31 января 2002 г. № 42-ст , введен в действие 01.07.2002 ;
Настоящий стандарт соответствует европейской нормали ЕН 228-2004, принятой Европейским комитетом по стандартизации 24.12 2003 г., с дополнительными требованиями, учитывающими потребности экономики страны ; в настоящий стандарт включены требования Европейской Директивы по топливам 98/70/Ес ;
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины (далее - бензины), поставляемые на экспорт и российский рынок и предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.
Дополнения, отражающие потребности экономики страны, выделены курсивом.
Настоящий стандарт устанавливает следующие марки бензинов - Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98 и их виды - I , II , III .
Пример условного обозначения продукции при заказе и в технической документации:
«Бензин неэтилированный Супер Евро-98 вид I по ГОСТ Р 51866-2002».
Бензин не должен содержать металлосодержащие присадки.
3.Технические требования
3.1 Физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов приведены в таблице 1 :
Таблица 1 - Требования к бензинам марок Премиум Евро-95 и Супер Евро-98
|
Наименование показателя
|
Значение
|
Метод испытания2)
|
1 Октановое число, не менее:
|
|
По ГОСТ Р 52947 или ГОСТ 8226
|
- по исследовательскому методу3)
|
95,01)
|
- по моторному методу3)
|
85,01)
|
По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511
|
2 Концентрация свинца, мг/дм3, не более
|
5
|
По ГОСТ Р ЕН 237 или ГОСТ Р 51942
|
3 Плотность при температуре 15 °С3), кг/м3
|
720-775
|
По ГОСТ Р 51069
|
4 Концентрация серы3), мг/кг, не более:
|
|
|
вид I11)
|
150
|
По ГОСТ Р 52660
|
вид II
|
50
|
По ГОСТ Р 52660
|
вид III
|
1010)
|
По ГОСТ Р 52660
|
5 Устойчивость к окислению3), мин, не менее
|
360
|
|
6 Концентрация смол, промытых растворителем, мг 100 см3 бензина3), не более
|
5
|
По ГОСТ 1567
|
7 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 °С)3), единицы по шкале
|
Класс 1
|
По ГОСТ 6321
|
8 Внешний вид
|
Прозрачный и чистый
|
Визуальная проверка
|
9 Объемная доля углеводородов3), %, не более
|
|
По ГОСТР 52063, ГОСТ Р 52714 (метод Б)
|
- олефиновых
|
18,0
|
- ароматических:
|
|
вид I
|
42,0
|
вид II
|
35,0
|
вид III
|
35,0
|
10 Объемная доля бензола3), %, не более
|
1,0
|
По ГОСТ Р 52714 (метод Б), ГОСТ 29040
|
11 Массовая доля кислорода3), %, не более
|
2,7
|
По ГОСТ Р ЕН 13132, ГОСТ Р ЕН 1601, ГОСТ Р 52256
|
12 Объемная доля ок-сигенатов3), %, не более
|
|
По ГОСТ Р 52256, ГОСТ Р ЕН 13132, ГОСТ Р ЕН 1601
|
- метанола7)
|
3
|
- этанола8)
|
5
|
- изопропилового спирта
|
10
|
- изобутилового спирта
|
10
|
- третбутилового спирта
|
7
|
- эфиров (С5 и выше)
|
15
|
- других оксигенатов9)
|
10
|
1) Бензин марки Супер Евро-98 вырабатывают с октановым числом 98 по исследовательскому методу (88 - по моторному) и показателями качества, установленными в таблице 1 .
2) См. пункт 6.2 .
3) См. пункт 6.3 .
4) Объемную долю оксигенатных соединений определяют по методу, приведенному в приложении А , пункт 13.2.
5) Если в испытуемом образце содержится этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ), зону ароматических углеводородов определяют по розово-коричневому кольцу, при отсутствии ЭТБЭ используют зону ниже красного кольца.
6) Используют метод, приведенный в приложении А , без факультативного этапа депентанизации. Пункты 6.1 ; 10.1 и 14.1.1 метода не используют.
7) Должны быть добавлены стабилизирующие агенты.
8) Могут быть добавлены стабилизирующие агенты.
9) Другие моноспирты и эфиры с температурой конца кипения не выше указанной в таблице 3 .
10) В паспорте качества норму содержания серы не более 10 мг/кг следует маркировать как «отсутствие».
11) Допускается производство бензина со значением по показателю «Концентрация серы, не более» 150 мг/кг до 31.12.2009
Примечание - В автомобильном бензине, поставляемом на российский рынок, должны отсутствовать железо, марганец, свинец и метанол. За отсутствие железа (по ГОСТ Р 52530 ) принимают концентрацию менее 0,01 г/куб.дм , марганца (по ГОСТ Р 51925) - менее 0,25 мг Мп/куб.дм , свинца - менее 2,5 мг/куб.дм , метанола - менее 0,17 % масс, или 0,17 % об.
|
Таблица 2 . Разделение по классам испаряемости
|
Наименование показателя
|
Значение для класса
|
Метод испытания1)
|
А
|
В
|
С и С1
|
D и D1
|
Е и Е1
|
F и F1
|
Давление насыщенных паров (ДНП), кПа:
|
не менее
|
45,0
|
45,0
|
50,0
|
60,0
|
65,0
|
70,0
|
По ГОСТ Р ЕН ИСО 13016
|
не более
|
60,0
|
70,0
|
80,0
|
90,0
|
95,0
|
100,0
|
Фракционный состав3): объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре:
|
70 ° С (И70)
|
20,0-48,0
|
20,0-48,0
|
22,0-50,0
|
22,0-50,0
|
22,0-50,0
|
22,0-50,0
|
По ГОСТ 2177 (метод А)
|
100 °с (И100)
|
46,0-71,0
|
46,0-71,0
|
46,0-71,0
|
46,0-71,0
|
46,0-71,0
|
46,0-71,0
|
150 ° с (И150), не менее
|
75,0
|
75,0
|
75,0
|
75,0
|
75,0
|
75,0
|
конец кипения, °С, не выше
|
210
|
210
|
210
|
210
|
210
|
210
|
остаток в колбе, % (по объему), не более
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Максимальный индекс паровой пробки2) (ИПП , где ИПП = 10ДНП + 7 (И70)
|
А
|
В
|
С1 1050
|
D 1 1150
|
Е1 1200
|
F 1 1250
|
|
1) См. пункт 6.2 .
2) Для бензинов классов А, В, С, D , Е и F индекс паровой пробки не нормируется.
3) См. пункт 6.3 .
|
|
Чтоб было понятно - бензины A,B,C,D используются в летний период времени ; C1 , D1 , E1 , F1 - в переходный весенний / осенний период ; бензины C , D , E , F - в зимний период . Для Москвы и Санкт-Петербурга летний период длится с 01.мая по 30.сентября ( используется бензин В ) , зимний - с 1.ноября по 31.марта ( используется бензин D ) , в переходные периоды поставляется бензин D1 ; для северных регионов летом считается период с начала-середины июня по конец августа ( используется бензин класса С ) , зима - с 01.ноября по 30.апреля ( бензин класса F ) , переходный период - бензины класса F1 или E1 ) ; в теплый краях ( например в Краснодарском крае ) лето по понятиям стандарта ГОСТ Р 58166-2002 длится с 1.апреля по 31.октября ( бензины класса А ) , зима - с 01.декабря по 01.марта ( бензины класса С ) , в переходный период - бензины класса С1 . На самом деле я очень сильно осреднил данные из ГОСТ 16350 . Кому надо - читайте первоисточник .
3.2 Красители и вещества-метки
Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки .
3.3 Присадки
Автомобильный бензин может содержать моющие присадки, не ухудшающие его показатели и свойства .
3.4 Фосфор
Для защиты каталитических систем нейтрализаторов отработавших газов транспортных средств не допускается добавлять в бензин соединения, содержащие фосфор.
3.5 Кислотность
С целью ограничения кислотности бензина кислотность этанола, используемого в качестве продукта, применяемого при компаундировании, не должна превышать 0,007 % (по массе) в пересчете на уксусную кислоту .
3.6 Требования, определяемые климатическими условиями, и методы испытаний
3.6.1 Требования к эмульгируемости
Поставщики должны обеспечивать устойчивость эмульсии бензина с абсорбированной водой во всех климатических зонах. При возникновении опасности выделения воды в бензин следует вводить антикоррозионные присадки.
5. Правила приемки
5.1 Автомобильные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспортом), выданным на основании испытания объединенной пробы, отобранной по ГОСТ 2517, или приведенным в приложении А [ 5 или 6].
Каждая партия каждой марки бензина, находящаяся в обороте (за исключением розничной торговли), должна иметь паспорт продукции. Паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), содержит: наименование и марку продукции; сведения об изготовителе (продавце) продукции, включая его адрес; нормативные значения характеристик, установленные настоящим стандартом для данного вида продукции; фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний; дату отбора проб; номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана; дату изготовления продукции; дату проведения анализа продукции, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок.
Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.
При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:
наименование продукции и ее целевое назначение;
информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;
наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;
номер партии продукции, поставленной для реализации;
массу нетто продукции в таре;
сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок;
знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;
сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.
Изготовитель (продавец) автомобильного бензина обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указывать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой бензин рекомендован.
В сопроводительных документах, в паспорте на автомобильный бензин и его рекламе изготовитель (продавец) обязан указывать марку этого бензина и экологический класс автомобильной техники, для которой он предназначен.
5.2 Устойчивость к окислению бензина изготовитель проверяет периодически не реже одного раза в квартал и дополнительно по требованию потребителя.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд.
5.3 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблицах 1 - 3, проводят повторные испытания по всем показателям новой пробы, взятой из той же партии.
Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
5.4 Бензин может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
7. Транспортирование и хранение
Транспортирование и хранение бензинов - по ГОСТ 1510.
8.Гарантии изготовителя
8.1 Изготовитель гарантирует соответствие бензина требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
8.2 Гарантийный срок хранения бензина всех марок - один год со дня изготовления.
|
3. Присадки к топливу
|
Для чего вообще используются присадки к топливу ? В данном случае мы говорим только о моющих присадках ( иногда в состав моющих присадок включаются и антифрикционные компоненты ) , содержание которых в бензинах большинства стран определяется законодательно . Так , негосударственная «Всемирная топливная хартия» , в состав которой входят ААМ ( Alliance of Automobile Manufacturers, USA ) , ACEA ( European Automobile Manufacturers Association, Europe) , EMA ( Engine Manufactures Association, USA ) , JAMA ( Japan Automobile Manufacturers Association ) , настоятельно рекомендует использование "присадок , контролирующих отложения" ("deposit control additives") в бензинах для достижения уровня требований европейского стандарта DIN EN228 . Соответственно все бензины , продаваемые в США и в Германии обязательно включают в себя моющие присадки .
А что касается России ? Широко рекламируемые бензины BP Ultimate , Лукойл Экто и Шелл Пауэр - не что иное как обычные бензины с моющими присадками . Так для для Лукойл Экто 92 используется присадка Afton Hitec 6430 ; присадка Afton Hitec 6437 - для Лукойл Экто 95+ и Лукойл Экто 98 Спорт ; присадка Keropur 3458N - для BP Ultimate и ТНК Пульсар , а присадка Keropur 3534 - для Shell V-Power . Хайтековские и БАСФовские присадки плохо совместимы друг с другом и не рекомендуется дозаправляться на БиПишных заправках , если Вы еще не выработали лукойловский Экто и наоборот .
Присадка BASF Keropur 3458N добавляется в пропорции 0,05...0,07 % . Используемая Шеллом другая BASFовская присадка BASF Nemo или Keropur 3534 - в пропорции 0,2 % , но она , как и американские присадки Afton Hitec 6437 , что использует Лукойл , содержит антифрикционные компоненты . В прочих присадках , используемых этими топливными компаниями , антифрикционных компонентов нет .

|
"Keropur" 3131 S45 N , оригинальный номер для заказа A000 989 2545 12 . Много где пишется , что этот продукт является совместной разработкой BASF и Daimler AG . Скорее всего это совсем не так . Патент на изобретение был подан химиками компании BASF Aktiengesellschaft ,Людвигсхафен, Германия ( Якоб, Клаус Петер ; Бар, Кристоф ; Шванн, Харальд ; Поссельт, Дитмар ) от 5 .февраля 1999 года . Причем патент был получен на целую кучу присадок . Как продукт компании Мерседес-Бенц присадка начала продаваться только в 2002 году . Скорее всего просто тогдашнему ДаймлерКрайслру понадобилось средство , позволяющее эксплуатировать производимые им автомобили в страна , где бензин далек от совершенства . В России эта присадка стла особенно актуальная , когда пошли проблемы с зависанием клапанов на 271-х моторах и коксование форсунок ( уже при пробегах 3000...5000 км ) на первых 272-х и 273-х двигателях .
|
А в те времена премиальные бензины ( напомню , что чуть выше говорилось от BP Ultimate , Лукойл Экто , Shell Power ) в России еще не продавались . Собственно А000 989 2545 12 и стала той европейской присадкой , которая позволяла избавиться от отложений на впускных клапанах , топливных форсунках , камерах сгорания .
Но ! Соответсвенно , если Вы используете премиальные бензины ( уже содержащие моющие присадки ) выше перечисленных торговых марок , то использование присадки А000 989 2545 либо нерационально , либо вредно для двигателя. Производители присадок очень точно регламентируют концентрацию присадок в бензине ( например для Keropur 3131S 45N , который и есть А000 989 2545 12 , пропорцией является баночка 100 мл на 65 литров топлива ( т.е. порядка 0,15%) . Представьте , что Вы добавляете 0,15% к уже имеющимся 0,2% в бензине еще с завода ? Да еще добавляете Керопур к Афтоновскому Хайтеку ( который в Луколе ) ?! Можно получить совершенно обратный результат .
Забавно , что вообще А000 989 2545 12 позиционируется как продукт для Китая - вот откуда иероглифы на наклейке . Интересно , где бензин хуже - у нас или в Китае ? Или так - в китайской провинции или российской столице ?
|
Вообще Keropur - это тоговая марка топливных присадок компании BASF ( в США наряду Керопур менее известен . Главным образом басфовские присадки там продаются под торговой маркой Puradd ( так уж повелось исторически)) . Активная составляющая Керопура - высокореакционный полиизобутенамин ( PIB или ПИБ) , который производится из чистого полиизобутилена , изготавливаемого на заводе в Антверпене. БАСФовский ПИБ имеет в своем составе 90% альфа - олефинов ( обычные ПИБы , производимые из бутан-бутиленовой смеси содержат не более 20% альфа-олефинов и далеки от высокореакционноспособных ПИБов по стабильности ) . Кроме него в состав присадки входят носители ( имеется ввиду несущая жидкость ) , деэмульгаторы , ингибиторы коррозии , иногда антифрикционные составляющие . Максимальной эффективности от присадки можно добиться , лишь подобрав ее состав под конкретный двигатель , ну или по меньшей мере под изготовителя двигателей . Так и появился Keropur 3131S45N , который предназначен исключительно для Мерседесов и в рекламных описаниях на оригинальных сайтах BASF Вы нигде не найдете о нем упоминания , т.к. он создан конкретно для Мерседеса и по просьбе Мерседеса и продается только Мерседесом в баночках 100 мл с номером A000 989 2545 12 . Для "подгонки" присадки" под конкретного производителя BASF применяет моторные методы испытания .
Кроме того важным показателем является вязкость продукта ( для изменения параметров присадки по вязкости используется разное процентное содержание растворителей - в частности "45" в маркировке 3131 S45N - именно содержание растворителя ) . Если же использовать присадку с меньшим или большим содержанием растворителя , то соответственно меняется процентное содержание активных элементов и необходимо пересчитывать дозировку присадки . Короче , чтоб не задумываться - используйте уже готовый бензин с моющими присадками ( желательно одной торговой марки ) или , если в Вашем регионе такие продукты не продаются - регулярно используйте A000 989 2545 ( заливать в бак перед заправкой баночку 100 мл на 65 литров топлива ) . Ну как-то так ....
Официально рекомендован для периодического применения на новых автомобилях Mercedes-Benz, эксплуатируемых в странах, в которых требования стандартов к бензинам автомобильным ниже соответствующих Euro-4 EN 228-2005 ( наш стандарт в аккурат приближен к DIN EN228 , но не содержит требований по обязательному содержанию моющих присадок ).
Для примера приведу технические характеристики присадки Keropur3458N ( является присадкой бензинов серии BP Ultimate ) . Сразу оговорюсь - это совершенно другой продукт , но задача с присадкой А000 989 2545 у них одинаковая .
Keropur 3458N представляет собой многофункциональную присадку к бензинам . Основывается на диспергаторе полиизолбутенамине , содержит синтетическую жидкость-носитель и ингибиторы . Защищает системы впрыска топлива и предотвращает образование отложений . Содержит эффективные ингибиторы коррозии , которые предотвращают образование коррозии в баке и магистралях топливной системы .
|
Свойства Keropur 3458N
Состав
|
Смесь PIB-моноамина, полиэфира и ингибитора коррозии
|
Внешний вид
|
Прозрачная желтоватая вязкая жидкость
|
Плотность
|
ок. 880 кг/м3 при 15 град.С (ASТМ D 4052)
|
Вязкость
|
ок. 70 мм2/с при 20 град.С (ASTM D 445)
|
Температура потери текучести
|
ниже -24 град.С (ASTM D 97)
|
Температура вспышки
|
выше 55 град.С (ASTM D 93)
|
Растворимость
|
Дает прозрачный раствор в органических растворителях и топливах, нерастворим в воде
|
Наряду с полимерными детергентами Keropur 3458N содержит оптимизированную комбинацию синтетических и минеральных масел в качестве разбавителей .
Хранение : стабильность сохраняется в течение минимум двух лет .
Безопасность : не следует сбрасывать в канализацию .
|
|