MB-info

СИСТЕМА САНКЦИОНИРОВАННОГО ДОПУСКА FBS2 , FBS2a и FBS2b

1. Система FBS2

 

С декабря 1994 года на типы 129 , 140, 202  серийно стали устанавливаться системы санкционированного допуска FBS2 , блокирующих электронные блоки управления двигателем в случае несанкционированного вторжения в автомобиль . Тип 124 до конца серийного выпуска оборудовался только системами FBS1 и FBS1a.

Устанавливалась на типы :

202 с номера кузова А218853 или F190066  по номер кузова А436535 или F483847 ;

210 до номера кузова A177063 или J024801 ;

140 с номера кузова А236206 до номера кузова А328810 ;

129

Внешне система отличалась ИК-приемником не в дверных ручках , а на внутрисалонном зеркале заднего вида ( приемник установлен на нижней части зеркала и представляет из себя полупрозрачный стакан синего цвета) с зеленым и красным диодами . Также два диода располагались на водительской ручке . Зеленый диод сигнализирует об отпирании  , красный – о постановке на охрану . Внешне ключи – передатчики ничем не отличались от ключей системы FBS1a . Функционально система была построена на абсолютно другом принципе . Прерывание стартера отменили ( не стало и реле К38) , зато по команде от блока управления  IFZ  инфракрасного запирания блокировался  электронным способом непосредственно блок управления двигателем , т.е.стартер вращался , но двигатель не заводился .

При отпирании автомобиля через ИК-порт блок управления N54 проверял допуск ключа и при совпадении последнего с заложенным  в память реестром ключей  давал сигнал на насос центрального запирания PSE команду на разблокировку центрального замка . Далее , при включении зажигания за счет банального проворота контактной группы замка зажигания в положение "2" появлялось питание на блоке управления двигателем  , который связывался с блоком управления N54  и спрашивал у того , действительно ли отпирание произошло допущенным ключом . При положительном ответе БУ двигателем разблокировался и давал разрешение на запуск .

Существовало два типа систем FBS2 по принципу обмена данными между блоками двигателя и инфракрасного запирания :

- обмен данными происходит по мультиплексной шине обмена данными CAN . Система применялась на типах 202 , 210 , 140 , 129 и 463 с системами управления бензиновыми двигателями HFM , ME1.0  и дизельными двигателями ERE или  ASF(поскольку БУ в этой системе отсутствует как таковой , на ТНВД установлен электронный клапан подачи топлива ASF , условное обозначение  N3/13 ) . В этом случае блок управления двигателем и блок управления центральным запирания жестко привязывались к конкретному автомобилю и друг к другу идентификационным кодом . Код не мог быть сброшен , другими словами невозможно взять блок управления с одного автомобиля и установить на другой автомобиль . Для этого потребуется перенести с автомобиля-донора все связанные блоки , ключи и личинки . Закрепление например БУ двигателем производится путем кодирования через ННТ ( Стар Диагноз ) или автоматически , после 30-ти запусков . Т.е. незакодированный ( а именно в таком виде блоки поставляются в запчасти , если , конечно Вы не заказываете блок с расширением 26 ) БУ двигателем можно подкинуть для пробы на несколько пусков на одну машину , а потом навечно установить на другую .

- обмен данными между блоками происходит по специально отведенным для этого проводам путем приема БУ двигателем ШИМ- сигнала от БУ IFZ N54 . Данный вариант использовался в системах  LH  на типах  140 с моторами М119 и М120 до 9/95 г. (C140 с моторами М120 до 3/95г.) и на типе 202 с приснописным  впрыском PMS еще долго- долго , а также на дизелях ОМ604.910 с системой впрыска EVE .

Индикация состояния блока управления  IFZ через диоды на зеркале заднего вида

Режим

Длительность мигания , сек.

Значение сигнала

Мигает зеленый диод

3

Автомобиль открыт , запуск разрешен

Мигает красный диод

3

Автомобиль закрыт , запуск блокирован

Мигают оба попеременно

30

Запуск блокирован .

Мигают оба одновременно

30

Разряжены элементы питания в ключе-передатчике

                                                                                               Расположение элементов и блоков управления системы  FBS2

Элемент

Тип 140

Тип 129

Тип 202

Тип 210

Приемник ИК-сигнала А26/7

корпус внутреннего зеркала заднего вида

Сигнальные диоды IF

корпус внутреннего зеркала заднего вида ,  ручка двери водителя

Блок управления двигателем HFM N3/4

модульный отсек

Подкапотное простр-во , справа

Подкапотное простр-во , справа

Отсек для блоков управления

Блок управления клапаном отключения топлива ASF N3/13

На ТНВД N/RSF дизель 603.971

 

На ТНВД N/RSF дизель 601.913

 

Блок управления двигателем ERE/EVE N3/8

 

 

Подкапотное простр-во , справа

Отсек для блоков управления

Блок управления IFZ N54

За Airbag пассажира

Под накладкой в ногах пассажира

Под накладкой в ногах пассажира

Под накладкой в ногах пассажира

Блок управления двигателем LH N3/1…3

Модульный отсек

Модульный отсек

 

 

Блок управления двигателем ME N3/10…12

Модульный отсек

Модульный отсек

 

 

Блок управления двигателем PMS N3/6

 

 

Левая передняя колесная арка

 

Вакуумный насос центрального запирания PSE

Справа под задним сиденьем

Справа в багажнике

Справа в багажнике

Справа под задним сиденьем

   

2. FBS2a

Дальнейшее развитие предыдущей системы .

Устанавливалась на типы:

202 с номера кузова А436536 или F483848 по номер кузова А519673 или F619720 ;

210 с номера кузова А177064 или J024802 по номер кузова А394035 ;

140 с номера кузова А328811 по А378019 ;

Главная особенность – наличие в ключе-передатчике т.н. транспондера  или ретранслятора .  На личинку замка зажигания одето кольцо индуктора L11 ( отличить можно по наличию хромированной вставки ) , которое является своего рода антенной для получения данных от ретранслятора ключа-передатчика , вставленного в замок зажигания , а также для энергообеспечения через индуктивное поле того же ретранслятора , также имеющего катушку . Таким образом , ключ-передатчик как бы разделен на две части : ИК-передатчик для дистанционного разблокирования центрального замка и транспондер , который попадая в поле катушки ретранслятора  вокруг замка зажигания , передает содержащиеся в нем данные для разрешения запуска двигателя . Это сделало ключи энергонезависимыми в плане запуска автомобиля , т.е. запустить двигатель можно было и без элементов питания в ключе . Они нужны только для дистанционного отпирания/запирания авто.

Внешне ключи не отличаются от ключей системы FBS2  ( также имеют одну центральную кнопку) .

Отпирание центрального замка происходит по той же схеме , что и в системе FBS2  , однако при включении зажигания блок управления IFZ/FBS  N54/1 связывается через кольцо индуктора L11 вокруг замка зажигания с транспондером ключа-передатчика и при совпадении блока данных , содержащихся в  последнем , передает по шине CAN в блок управления двигателем разрешение на запуск двигателя .

Расположение элементов аналогично системе  FBS2 , за исключением блока IFZ/FBS N54/1 , который на типах 140, 210, 202 расположен за щитком приборов . Исключение составляет тип 170 , на котором приемник ИК-сигнала устанавливался на не корпусе зеркала , а рядом – на плафоне освещения .

На самом деле , разобрав ключ этого типа системы , Вы обнаружите внутри кроме платы с электронными компонентами , еще и небольшой магнит в фиксаторе из полупрозрачного пластика . Это и есть транспондер  . Часто , роняя ключ , Вы можете невольно привести к тому , что транспондер выходит из гнезда и , будучи вставленным в замок зажигания , не попадает в поле действия катушки L11 . Дальше все происходит по известной схеме – стартер крутит , двигатель не заводится . Поправить положение можно , постучав ключом ( держа его ушком для брелков вверх об колено или например книгу) .

В случае выхода из строя элементов центрального запирания и санкционированного допуска требуется их заказ по процедуре заказа деталей DRT  .

3. FBS2b

Ключ FBS2b для типов 140,129,163

Ключ FBS2b для типов 140,129,163

Ничто не стоит на месте .Система FBS2 получила дальнейшее развитие . Ключи получили дополнительные кнопки : их стало либо две (использовались на типах 168 , 170 и 414) либо три ( типы 140 , 129 , 163 , кроме исполнения для США) либо четыре ( исполнение для США - там добавлена кнопка "Panic" ) .

Система устанавливалась на типы :

140 с номера кузова А378020 до окончания производства ;

129

168

170

163

 Особенности системы :

- приемники ИК-сигнала остались только в дверных ручках ;

- ключ-передатчик получил кроме ИК-канала также и радиоканал ;

- появилась возможность селективного отпирания : сперва дверь водителя и лючок бензобака , потом остальные двери и багажник ( программируемая функция ) а также  «летнее» отпирание ( отпирание всех замков , опускание всех стекол , открывание люка );

- автоматическая блокировка центрального замка при скорости свыше 5 км/ч ( программируемая функция ) ;

- автоматическая блокировка центрального замка через 40 сек. ;

- автоматическая разблокировка замков при аварии ;

- дистанционная разблокировка крышки багажника  ( только на типах 140 , 129 и 163 ) ;

- «аварийный» ключ ( Scheckkarte ) с дистанционным управлением ;

- приемники ИК-сигнала располагались не в корпусе внутреннего зеркала заднего вида , а только в ручках передних дверей ;

- появилась возможность временной или безвозвратной блокировки любого из ключей-передатчиков через портативный тестер ННТ или Стар Диагноз .

- при использовании неисправного или недопущенного ключа-передатчика для запуска двигателя на щитке приборов появляется надпись “Start Error” (функция программируемая);

Следует также отметить , что :

- на типах 168 , 170 , 414 и 163 применялся только радиоканал центрального запирания .

- на типах 129 и 140 использовался и ИК-сигнал и радиосигнал .

- на типы 210 , 202 , 208 и 463 система FBS2b не устанавливалась вообще .

- ключи для машин американского рынка имели дополнительную кнопку (“Panik”) . Думаю перевод не нужен .

- появилась возможность программирования системы ( порядок отпирания дверей , тип , блокировка при достижении скорости 5 км/час , световая индикация  при постановке на охрану и снятии ) ;

В случае выхода из строя элементов центрального запирания и санкционированного допуска требуется их заказ по процедуре заказа деталей DRT  .

Ключ FBS2b для автомобилей рынка США ( с кнопкой Panic)

Ключ FBS2b для автомобилей рынка США ( с кнопкой Panic)

Ключ FBS2b для типов 168 , 170

Сервисный ключ FBS2b для типа 168

приемники ИК-сигналов на типах 140 и 129 располагались в дверных ручках ...

... и рядом с личикой крышки багажника

4. Замена элементов питания в ключах FBS2,2а,2b

 

В запасные части поставляются элементы питания А000 828 03 28 . В комплект входит два аккумулятора с маркировкой Panasonic CR2025 . Замена элементов питания в ключе-передатчике достаточно проста . Для ключей FBS2 требуется лишь уложиться в 1 мин., в противном случае ключ придется синхронизировать . Чтобы заменить элементы питания , откиньте жало ключа и внимательно посмотрите на ключ - обведено желтым на верхнем рисунке . Там и способ укладки элементов питания и даже стрелка , в направлении которой надо крышку открывать . Короче все понятно . Чем мне Мерседесы и нравятся .

 

5. Синхронизация ключей FBS2

FBS2 для машин с блоками FBS 202 820 40 26 и 202 820 43 26 : после замены элементов питания , если Вы не уложитесь в 1 мин. может потребоваться синхронизация ключа . Направьте ключ на применик ИК-сигнала , нажмите коротко кнопку ключа и в течении 30 сек. включите зажигание .

FBS2a :  для машин с блоками FBS 210 820 21 26 / 22 26 / 27 26 / 28 26 / 32 26 : направьте ключ на приемник ИК-сигнала ( зеркало в салоне) , дважды коротко нажмите кнопку ключа и в течении 30 сек. включите зажигание . Старайтесь менять элементы питания , сидя в автомобиле , либо позаботьтесь , чтоб автомобиль оставался незакрытым : если ключ рассинхронизируется , то с кнопки ключа а/м Вы не откроете . А надеяться на то, что личинки дверных замков у Вас еще не закисли - надеяться глупо .

FBS2b для типов 168 и 414 : дважды коротко нажмите кнопку запирания или отпирания и в течении 30 сек. включите зажигание .
FBS2b для типов 163 : вставьте ключ в замок зажигания и поверните его в положение "2" ( включите зажигание) ; выньте ключ из замка , нажмите и удерживайте кнопку запирания и пять раз коротко нажмите на кнопку отпирания ; отпустите кнопку запирания и сразу нажмите любую из кнопок - отпирание или запирания . На всю процедуру у Вас 10 сек .

6. Как узнать номер ключа

 

Обычно с автомобилем шло три ключа- два основных и один сервисный . Номер ключа путем клеймения наносился на корпус под крышку отсека батарей - смотри рисунок слева - обведено желтым .

7. Основные проблемы системы FBS2

 

Проблем было немало . Но основная , которая касалась чаще всего ключей FBS2 и FBS2a - отпадывала кнопка запирания/отпирания . Лечить лучше заменой ключа , но как временная мера возможна разборка ключа ( аккуратно может получиться - но пару раз приходилось практически разрушать ключ ) и пайка кнопки ( места пайки - на фото слева , обведено желтым) . Часты случаи , когда отваливается и микросхема .