MB-Info

Автоматическая КПП Mercedes Benz 722.8 для типов 169 и 245

Photo:Daimler AG

 

Устройство и принцип работы АКПП 722.8

Крутящий момент от двигателя через гидротрансформатор передается на первичный вал АКПП , далее стальной лентой от первичной пары шкивов к вторичной.

Насосное колесо гидротрансформатора , жестко связанное с коленвалом , при помощи масла приводит в движение турбинное колесо , а значит и первичный вал АКП , далее с помощью ленты - на вторичную пару шкивов . Если передача вперед включена , то от  вторичной пары шкивов мощность через планетарную передачу передается на выходной вал АКПП .При этом, если включена передача вперед , то многодисковая муфта, соединяющая солнечную и эпициклическую шестерни планетарного ряда, замкнута, а если включена передача заднего хода, то замкнут тормоз BR, который замыкает на корпус водило планетарного ряда , чем и достигается смена направления вращения в планетарном ряде меняется на противоположное. Момент передается от солнечной шестерни через сателлиты на эпициклическую шестерню. Далее крутящий момент передается через промежуточный вал на дифференциал .

Собственной вариатор состоит из двух пар конусных шкивов и стальной гибкой ленты . В каждой паре одна часть конусного шкива является неподвижной, вторая - подвижной. При изменении передаточного отношения АКПП подвижные шкивы каждой пары двигаются  в противоположном друг другу направлении.

Изменение передаточного числа происходит при одновременном сжатии конусов одной пары и расхождении конусов другой пары. Лента натягивается только за счет подвижного конуса вторичной пары , приводимого интегрированным в вал цилиндром .При большой нагрузке (начало движения , разгон , ускорение ) лента переходит на больший радиус обката , т.е.диаметр первичного шкива увеличивается , соответственно , уменьшается диаметр вторичного шкива , а значит и передаточное отношение меняется . И наоборот.

Photo:Daimler AG

Photo:Daimler AG

Стальная гибкая лента расположена между двумя парами шкивов. Лента состоит из 412 сегментов (1) и 2 наборов стальных колец (2), каждый набор состоит из 12-ти стальных колец (лент).

Масляный насос создан по двухканальной схеме , пластинчатой конструкции . Привдится цепью от первичного вала ( передаточное отношение 1:1,2  . Создает давление для выполнения рабочих процессов гидравлическим блоком ( включение/выключение муфты блокировки гидротрансформатора , управление вараитором , управление муфтой , управление тормозом ) . Кроме того , поток масла смазывает трущиеся рабочие поверхности , отводит продукты износа и обеспечивает отвод тепла от агрегата через магистрали в радиатор охлаждения . Насос имеет два независимых контура , один из которых работает постоянно , второй подключается по мере потребности ( падение давления) и обеспечивает давление 4,5-6,7 бар на выходе .

В АКП 722.8 установлены 2 масляных фильтра. Внутренний фильтр расположен поддоне АКПП. Внешний масляный фильтр установлен в магистрали обратки подвода масла от радиатора к коробке.

На типах 245 и 169 с АКПП 722.8  устанавливают два радиатора:один (масло-вода) расположен в радиаторе двигателя, второй (масло - воздух) внешний и установлен перед радиатором двигателя. Для управления системой охлаждения АКПП имеется термостат , который при температуре масла ниже 55°C совсем перекрывает контур охлаждения масла КПП , когда температура становится выше 55°C, то масло поступает в радиатор водяного охлаждения . При нагреве масла до 95°C масло дополнительно охлаждается в радиаторе "масло-воздух".

Конструктивно электрогидравлический модуль управления уже знаком нам по АКПП 722.7 и 722.9 . Имеется 3 датчика частоты вращения ( датчик частоты вращения первичного Y3/9b3 , вторичного Y3/9b4 и выходного валов Y3/9b5),  четыре электромагнитных клапана , блок управления Y3/9n1 с датчиком температуры коробочного масла Y3/9b2 , а также датчик положения селектора АКПП .

Кроме электромагнитных клапанов (являются съемными) все остальные электрические элементы жестко соединены с токопроводящими дорожками, проложеными внутри каркаса .

Photo:Daimler AG

11 Гидравлический блок

13 Золотник включения контура охлаждения

14 Золотник регулировки многодисковой муфты

15 Золотник регулировки давления в первичном контуре

16 Золотник включения аварийного режима работы 2

17 Золотник регулировки вспомогательного давления

18 Золотник регулировки давления во вторичном контуре

19 Золотник включения аварийного режима 1

20 Золотник регулировки давления смазки

21 Золотник подачи масла к клапанам питания

22 Золотник ограничения первичного давления

23 Золотник регулировки давления для муфты блокировки  трансформатора

24 Уплотнительная пластина

 

Электронный блок управления Y3/9n1 интегрирован в каркас электрического модуля и "купается" в коробочном масле внутри поддона . Всего существует два исполнения - для бензиновых и дизельных моторов . Блок управления не имеет подключение клеммы 30 ("плюс" от замка зажигания ) , поэтому данный блок  не имеет спящего режима .

Золотник рычага селектора находится в верхней части гидравлического блока. При помощи этого золотника осуществляется механическая связь между рычагом селектора и гидравлическим блоком, а также открывается соответствующий положению рычага селектора масляный канал.

Находящийся на золотнике магнит при помощи датчика , распознает актуальное положение рычага селектора, и передает эти данные на блок управления .

При скорости движения автомобиля свыше 30 км/ч активируется функция защиты от избыточного крутящего момента. Данная функция обеспечивает защиту вариатора от перегрузки по крутящему моменту со стороны дорожного полотна. При помощи данной функции регулируется проскальзывание в многодисковой муфте АКП. Благодаря этому идет поглощение резких изменений крутящего момента со стороны дорожного полотна и они не передаются на стальную ленту вариатора. Изменения крутящего момента на выходном вале АКП возникают при изменении величины коэффициента трения между колесами и дорожным полотном (например при наезде на канализационный колодец). Дополнительно к этому регулируется натяжение ленты в зависимости от момента двигателя, что позволяет повысить КПД вариатора, а тем самым и снизить расход топлива. При снижении скорости автомобиля ниже 30 км/ч и при включении передачи заднего хода функция защиты от избыточного крутящего момента деактивируется. В случае, когда функция неактивна, на многодисковое сцепление и многодисковый тормоз подается такое давление рабочей жидкости, что они становятся элементами с наименьшими способностями к передаче крутящего момента.

Техническое обслуживание

Для АКПП 722.8  установлены следующие объемы работ и периодичность обслуживания:

Замена масла и внутреннего фильтра каждые 60.000 км 001 989 4603 (5,9 литра при замене ; 6,9 литра при заправке новой АКПП) . Для измерения уровня используется технологический щуп W168 589 01 21 00 при температуре масла 80 град.С (измеряется по действительным значениям через Star Diag) - уровень должен находиться между метками 5 и 7;

Нормативов по замене внешнего фильтра не существует ;

Аварийный режим работы активируется чтобы сохранить частичную работоспособность агрегата: пишет на комбинации приборов "Getriebe Werkstatt aufsuchen" , вместо положения рычага селектора высвечивается буква F.

При этом работоспособность АКП ограничивается . Необходимо остановиться , поставить рычаг в Р и заглушить двигатель ;через  десять секунд можно заводиться и продолжать движение .

Автомобиль разрешается буксировать на расстояние не более 50 км ,со скоростью не более 50 км/ч при положении селектора "N"и со включенным зажиганием .