MB-Info

Система управления АКПП 722.6 EGS51

1. Электронный блок управления АКПП (EGS) N15/3

1.1. Электронный блок управления АКПП на основе анализа всей поступающей к нему информации от различных выключателей и датчиков вырабатывает соответствующие управляющие сигналы. Кроме того, электронный блок управления АКПП осуществляет по общей шине обмен данными с блоком управления двигателем, блоком управления антиблокировочной системой тормозов (ABS) и другими системами управления автомобиля.

Управление автоматической коробкой передач электронный блок осуществляет посредством электромагнитных клапанов (соленоидов). С их помощью происходит переключение передач и регулировка различных давлений в гидравлической части системы управления АКПП.

Головой" системы управления является блок управления EGS N15/3 . Пример оригинального номера 020 545 20 32 и 020 545 92 32 . Изменения в "железе" , которые регулярно проходили с самого начала производства , отражены в первой группе цифр (020) - это означает , что блоки , начало номера которых на 020 идентичны между собой по элементной базе . Версия же блока , т.е. вариант кодировки и программирования , отражена в предпоследней группе цифр ( в примере это 20 и 92 - первый блок закодирован под использование на типе 210.070 , второй - 140.033 ). В процессе эксплуатации выяснялись недостатки и Мерседес выпускал блоки с исправленным программным обеспечением (менялась предпоследняя группа из двух цифр) либо элементной базой (менялась первая группа из трех цифр в номере блока) . В то же время блок с одним и тем же номером мог стоять на разных типах автомобилей . Пример : на типе 208.335 установлен блок 020 545 90 32 ( кодировка е03/е30/е01) и он же был установлен на типе 202.020 с кодировкой е04/е40/е00 . В комбинации е../е../е.. заложены тип автомобиля , мотор , перечень систем , с которыми блоку EGS придется работать , прочие параметры ( передаточное отношение редуктора заднего моста , диаметр колес ).

Интересно обстоит с поставкой блоков в запасные части . Теоретически можно приобрести девственно чистый блок управления . Да , в него заложена программа , но это как телевизор , у которого есть кнопка "Вкл." , но нет кнопок переключения каналов . Чтобы привязать этот блок к Вашей машине , Вы должны будете найти такую же машину и с блоком , номер которого начинается с таких же трех цифр . Далее с помощью Стар Диагноз , установив блок с донора на свою машину , скачиваете с него необходимую для программирования информацию , меняете блок на новый и заливаете инфу в него . Ваш старый блок для этого подойдет вряд ли , ведь програму из блока , который начинается на 017 установить в блок с началом 022 не удастся . Но вариант с "такой же" машиной можно искать долго , да еще надо уговорить человека поехать с Вами в сервис , снять с его машины электронный блок и т.д. Немного найдется желающих . Поэтому если у Вас возникли проблемы с блоком EGS и потребовалась его замена , проще заказать его под Вашу же машину . Делается это в любом магазине запчастей с обязательным указанием VIN-кода . Пришедший новый блок должен иметь расширение 26 , например 022 545 51 32 26 , и полупрозрачную наклейку с VINом Вашей машины . Расширение 26 как-раз и означает , что блок заказывался под индивидуальный VIN-номер . С этим блоком ничего мутить не надо - поставил и поехал ! Одно "но" - ждать его придется недели две .

Правда сейчас появился свет в конце туннеля : наши программисты влегкую перекинут Вам софт из одного блока в другой , зададут набор параметров и кодировку . Проблема лишь в том , что софт у Вас будет отнюдь не самый новый , а тот , который будет под рукой - либо с Вашего блока , либо с подобного , но старой версии , т.е. с недостатками . Ведь править его еще никто не научился , да и не научится , т.к. над созданием трудились сотни программистов в полном контакте с конструкторами и коробки и автомобилей .

1.2. Программа переключений

Программа переключений определяет точки переключений на высшие и низшие передачи. При этом блок управления ориентируется на режим движения автомобиля (установившийся или переходный), положение педали газа, скорость автомобиля при различных условиях эксплуатации и, учитывая эти данные, подбирает к ним соответствующую программу переключений. Факторами, влияющими на выбор программы, являются:

- тип дорожного полотна;

- движение на подъеме или спуске;

- высота дороги над уровнем моря;

- загруженность автомобиля;

- наличие прицепа;

- температура каталитического нейтрализатора;

- температура охлаждающей жидкости двигателя;

- стиль управления автомобилем;

- температура масла в АКПП.

Водитель имеет возможность производить с помощью рычага выбора диапазона понижающие переключения, переводя его последовательно из одного положения в другое. Например, в случае движения на пятой передаче при переводе рычага выбора диапазона из положения "D" в положение "4" произойдет переключение с пятой передачи на четвертую и т.д. Однако следует заметить, что понижающего переключения в этом случае не будет происходить до тех пор, пока обороты двигателя не уменьшатся до определенного значения. При движении в режиме торможения двигателем на затяжном спуске с использованием темпомата принудительные переключения на пониженную передачу будут выполняться только до третьей передачи.

1.3. Взаимодействие с двигателем

Для обеспечения высокого качества переключения передач в блок управления двигателем подается команда на снижение развиваемого двигателем момента, для чего кратковременно устанавливается режим более позднего зажигания.

1.4. Управление муфтой блокировки гидротрансформатора

При определенных условиях движения автомобиля, начиная с третьей передачи, может происходить полная или частичная блокировка гидротрансформатора. Управление муфтой блокировки гидротрансформатора осуществляется с помощью соленоида, работающего в режиме широтно-импульсной модуляции, при этом возможны следующие рабочие состояния соленоида:

- полностью открытое*

- режим регулирования давления;

- полностью закрытое.

1.5. Адаптация

Для обеспечения требуемого качества переключений, а также снижения износа фрикционных элементов, в программе управления происходит автоматическая корректировка:

- времени переключения;

- времени заполнения бустеров;

- давления;

- управления муфтой блокировки гидротрансформатора ;

Корректировки параметров переключения передач запоминаются, и некоторые из них могут быть прочитаны с помощью сканера.

1.6. Входные и выходные сигналы блока управления АКПП

1.6.1. Входные сигналы

Часть сигналов поступают в блок управления АКПП через вход аппаратной поддержки, а другую часть получают по общей шине от других блоков управления.

Через вход аппаратной поддержки в блок управления АКПП поступают следующие сигналы:

- датчика положения рычага выбора диапазона;

- положения выключателя принудительного понижения передачи (кикдауна);

- переключателя программ работы АКПП (S/W);

- датчика температуры масла в АКПП;

- датчика запуска двигателя;

- датчика оборотов п2;

- датчика оборотов пЗ.

К входным сигналам, поступающим в блок управления по общей шине, относятся следующие сигналы:

- датчика положения педали управления дроссельной заслонкой;

- датчика определения скорости нажатия на педаль управления дроссельной заслонкой;

- датчика оборотов заднего правого и заднего левого колеса;

- датчика оборотов двигателя;

- датчика момента, развиваемого двигателем;

- датчика квитирования защиты коробки передач;

- датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя;

- запроса на принудительное понижающее переключение при использовании темпомата;

- запроса на включение второй передачи;

- запроса номера включенной передачи;

- запроса на смещение линии включения (разогрев каталитического нейтрализатора);

- запроса на выключение муфты блокировки гидротрансформатора

1.6.2. Выходные сигналы

К выходным сигналам аппаратной поддержки блока управления АКПП относятся следующие:

- управления соленоидом переключений 1-2 и 4-5;

- управления соленоидом переключения 2-3;

- управления соленоидом переключения 3-4;

- управления соленоидом муфты блокировки гидротрансформатора;

- управления соленоидом, регулирующим давление в рабочей магистрали;

- управления соленоидом, регулирующим давление переключения передачи;

- блокировки в режиме движения задним ходом (R) и длительной стоянки (Р);

- блокировки стартера.

К выходным сигналам блока управления, передаваемым по общей шине, относятся следующие:

- номера включенной передачи;

- режима работы блокировочной муфты гидротрансформатора;

- запроса на перевод АКПП в защитный режим;

- принудительного понижения передачи (кикдаун);

- движения в защитном режиме.

1.7. Управление муфтой блокировки гидротрансформатора

В зависимости от степени открытия дроссельной заслонки и оборотов выходного вала АКПП . Кроме всего прочего учитывается состояние педали акселератора ( подвижное или стабильное) , условия движения автомобиля (движение на подъеме или спуске); режим работы АКПП (установившийся режим или режим переключения передачи); температура масла в АКПП;

1.8. Электрогидравлический блок управления

Электрогидравлический блок управления (рис. 19) преобразует электрические сигналы электронного блока управления в гидравлические. Кроме того, сигналы датчиков, установленных в электрогидравлическом блоке, используются в EGS в качестве входных сигналов.

Электрогидравлический блок управления состоит из двух частей электрической платы и клапанной коробки , смонтированных в единый узел.

На электрической плате установлены электрические разъемы шести соленоидов (электромагнитных клапанов), пусковой блокировочный контакт, два датчика оборотов, датчик температуры масла и 13-выводный разъем.

Электрическая плата представляет собой ппастмассовую пластину с расположенной внутри нее шиной, с помощью которой осуществляется соединение всех элементов с 13-выводным разъемом. Электрическая плата фиксируется на клапанной коробке с помощью двух центрирующих штифтов и трех болтов, которые одновременно крепят к клапанной коробке упругие пластины крепления соленоидов.

Кроме соленоидов, все остальные электрические элементы, расположенные на электрической плате, крепятся к шине.

 

2. Загрузка выводов разъемов электронного блока EGS

№ вывода

Назначение

1
Диагностический выход
2
Выключатель kick-down
3
Переключатель программ ("W"/"S")
4
Соленоид блокировки (защита от включения в движении) включения передачи заднего хода и режима "Р"
5-6
Не используются
7

Питание

8
Не используется
9
Лампы стоп-сигнала
10
Не используется
12
Датчик оборотов п2
13
Питание датчика оборотов
14
Соленоид переключений 1-2/4-5
15
Соленоид переключения 3-4
16
Соленоид переключения 2-3
17
Соленоид управления блокировочной муфтой гидротрансформатора
23-24
Не используются
25
Датчик положения рычага выбора диапазона
26
Датчик положения рычага выбора диапазона
27
Датчик положения рычага выбора диапазона
28
Датчик положения рычага выбора диапазона
29
Датчик положения рычага выбора диапазона
30
Датчик положения рычага выбора диапазона
33
Масса датчиков оборотов п2 и пЗ и датчика температуры масла
34
Датчик температуры масла
35
Датчик оборотов пЗ
36
Соленоид регулирования рабочего давления
37
Соленоид регулирования давления переключения
38
Питание соленоидов
L
Шина CAN (-)

Н

Шина CAN (+)

3. Загрузка выводов штекерного разъема АКПП ( 13-pin)

Разъем блока EGS

Разъем коробки передач

Назначение

33

12

Масса датчиков

13

7

Питание датчиков оборотов

12

3

Датчик оборотов п2

35

1

Датчик оборотов пЗ

34

4

Датчик температуры масла / Блокировка ключа зажигания

38

6

Питание соленоидов

36

2

Соленоид регулирования рабочего давления

37

10

Соленоид регулирования давления переключения

17

11

Соленоид управления блокировочной муфтой гидротрансформатора

14

13

Соленоид переключения 1-2 / 4-5

15

9

Соленоид переключения 3-4

16

8

Соленоид переключения 2-3

-

5

Не используется

4. Электрогидравлический блок EHS

 

4.1. Соленоиды переключения передач

Соленоиды переключения расположены в клапанной коробке и с их помощью осуществляется переключение передач в АКПП.

При подаче на соленоид управляющего сигнала (напряжения) его плунжер перемещается и соединяет тем самым канал подвода давления рабочей магистрали к соответствующему клапану переключения передачи. Соленоид остается в таком состоянии до тех пор, пока на него подается напряжение. При обесточивании плунжер соленоида занимает первоначальное состояние, в результате чего перекрывается канал подвода давления рабочей магистрали к соответствующемуклапану переключения передачи и давление в нем снижается до нулевого значения. Соленоиды Y3/6 уЗ, Y3/6 у4 и Y3/6 у5 устанавливаются в корпус клапанной коробки , имеют два уплотнительных кольца и закрепляются с помощью упругой пластины .

передача

Режим работы АКПП

Соленоид

1-2/4-5*

2-3

3-4**

Регулирования рабочего давления

Регулирование давления переключения

1

-

OFF

OFF

OFF

PWM

OFF

2

Переходный

ON

OFF

OFF

PWM

PWM

Установившийся

OFF

OFF

OFF

PWM

OFF

3

Переходный

OFF

ON

OFF

PWM

PWM

Установившийся

OFF

OFF

OFF

PWM

OFF

4

Переходный

OFF

OFF

ON

PWM

PWM

Установившийся

OFF

OFF

OFF

PWM

OFF

5

Переходный

ON

OFF

OFF

PWM

PWM

Установившийся

OFF

OFF

OFF

PWM

OFF

ON - соленоид открыт;

OFF - соленоид закрыт;

PWM - соленоид находится в режиме широтно-импульсной модуляции (пульсирует).

Примечания:

* - во время запуска двигателя соленоид 1-2/4-5 пульсирует.

** - в положении рычага выбора диапазона "Р" и в процессе перевода рычага в другое положение соленоид переключения 3-4 непрерывно пульсирует.

о - а) в положениях рычага выбора диапазона "N" и "Р" и при работе двигателя на оборотах холостого хода этот соленоид пульсирует со скважностью, равной, приблизительно, 40%.

Ь) напряжение на этом соленоиде зависит от степени открытия дроссельной заслонки;

@ - а) в положениях рычага выбора диапазона "N" и "Р" и при работе двигателя на оборотах холостого хода этот соленоид пульсирует со скважностью, равной, приблизительно, 33%.

Ь) напряжение на этом соленоиде зависит от степени открытия дроссельной заслонки.

 

4.2. Электромагнитные клапаны переключений вверх / вниз

Назначение : 3/2-поточные клапаны управляют ходом переключений на передачу вверх или вниз в гидравлическом блоке.

Принцип действия: при подаче напряжения электромагнитный клапан открывается и через него подводится давление управления к соответствующему командному золотнику. Клапан остаётся под управляющим воздействием до завершения процесса переключения. Когда он обесточивается, то давление в управляющей магистрали к командному золотнику падает до нуля.

Устройство : электромагнитные клапаны (Y3/6y3), (Y3/6y4) и (Y3/6y5) вставляются в гидравлический блок и уплотняются посредством двух уплотнительных колец круглого сечения (13) и (14). Электромагнитные клапаны прижимаются к гидравлическому блоку (20) посредством пластинчатой пружины (10). Контактная пружина (11) на электромагнитном клапане упирается в шлиц на проводящей дорожке (12). За счет пружины обеспечивается надёжный контакт.

 

4.3. Электромагнитный клапан KÜB

 электромагнитный клапан с ШИМ-управлением регулирует давление, подаваемое на муфту блокировки гидротрансформатора. Клапан преобразует ток, модулированный широтно-импульсным методом в соответствующее давление.

4.4. Регулируемый электромагнитный клапан давления модуляции/давления переключения

Назначение : управляет давлением модуляции и давлением переключения в зависимости от изменяющихся рабочих режимов, например нагрузки и перемены передачи.

Принцип действия : Клапан преобразует ток, подаваемый блоком управления, в пропорциональные изменения давления.

5. Датчики частоты вращения выходного вала

Датчики частоты вращения Y3/6n2 и Y3/6n3  установлены в картере АКПП и прижимаются к нему с помощью упругой пластины . Индукторы хорошо видны ( отмечены желтыми стрелками на среднем и правом фото- кликните для увеличения) . На нижнем фото опять же желтыми стрелками отмечены отверстия в картере , куда "заряжаются" датчики вращения валов .

6. Контакт блокировки стартера Y3/6s1(ASK - AnlassSperrKontakt)

Датчик определяет положение рычага выбора диапазона "Р" и "N" и приводится в действие с помощью кулачковой направляющей, которая находится на пластине с пазами.

В положениях рычага выбора диапазона "Р" и "N"  постоянный магнит отводится от геркона . При этом контакт геркона размыкается и в электронный блок управления АКПП поступает соответствующий сигнал. Блок управления посылает по шине CAN соответствующий сигнал в блок управления двигателем . Таким образом, силовые цепи, идущие к стартеру, могут быть замкнуты только в положениях рычага выбора диапазона "Р" и "N". Есть еще один момент - если в блок управления EGS не придет сигнал от контакта блокировки стартера , что АКПП стоит в положении "P" или "N" можно даже принудительно подать питание на втягивающее реле стартера  , он будет вращаться , но питание на форсунки не откроется и двигатель все равно не запустится .

7. Датчик температуры масла Y3/6b1

 

Датчик температуры масла Y3/6b1 -это резистор , сопротивление которого меянется пропорционально температуре масла в АКПП. Это сопротивление измеряется блоком управления EGS , который вычисляет температуру масла . От температуры сильно зависит вязкость масла , а значит меняются параметры переключения . На основании показаний датчика температуры блок управления оптимизирует параметры переключения передач.

Схематически и датчик температуры масла и контакт блокировки стартера сидят на одном проводе , поэтому информация о температуре в блок поступает только при замкнутом положении контакта блокировки стартера , т.е. когда селектор стоит не в положениях "P" или "N" . Поэтому и реальные значения температуры масла в коробке можно узнать только включив передачу вперед или назад .

8.Таблица кодов неисправностей системы EGS АКПП 722.6

Код ошибки,действующей постоянно

Код ошибки,который действовал в течение короткого отрезка времени

Возможная причина появления кода

LIMP MODE

AUTO RESET

KEY RESET

021

117

Напряжение на клемме 87 выходит за заданные пределы (повышенное или пониженное)

X

X

 

022

118

Шина CAN: значение частоты вращения заднего правого колеса превысило допустимое значение

X, А, С

X

 

023

119

Шина CAN: значение частоты вращения заднего левого колеса превысило допустимое значение

X, А, С

X

 

024

120

Шина CAN: сигнал от датчика положения акселератора превысил допустимое значение

 

X

 

Шина CAN: значение частоты вращения переднего правого колеса превысило допустимое значение

025

121

Шина CAN: значение частоты вращения двигателя превысило допустимое значение

 

X

 

Шина CAN: значение частоты вращения переднего левого колеса превысило допустимое значение

026

122

Шина CAN: значение момента, развиваемого двигателем, превысило допустимое значение

В

X

 

Шина CAN: сигнал от датчика положения акселератора превысил допустимое значение

027

123

Значение высотного коэффициента от электронной блока управления двигателем превысило допустимое значение (этот код можно игнорировать в случае отсутствия кодов неисправности двигателя)

 

 

 

Шина CAN: значение момента, развиваемого двигателем, превысило допустимое значение

Статическая неприемлемость установленного момента двигателя

028

124

Шина CAN: неприемлемость момента двигателя слева от электронного блока управления двигателем

В или D

X

 

Шина CAN: значение частоты вращения двигателя превысилодопустимое значение

Шина CAN: неприемлемость момента двигателя справа от электронного блока управления двигателем

В или D

X

029
125
Шина CAN: значение момента,развиваемого двигателем превысило допустимое значение
В или D
X

 

030
126
Шина CAN: нарушение связи в системе управления тяговым усилием
В
X

 

Значение высотного коэффициента от электронного блока управления двигателем превысило допустимое значение (этот код можно игнорировать в случае отсутствия кодов неисправности двигателя)
031
127
Шина CAN: нарушение связи с электронным блоком управления двигателем

 

 

 

Шина CAN: значение максимального индикаторного момента двигателя превысило допустимое значение
032
128
Шина CAN: нарушение связи с электронным блоком управления двигателем
В или D
X

 

Шина CAN: неприемлемость заданного момента системы управления тяговым усилием от системы управления режимом работы двигателя
033
129
Шина CAN: нарушение связи с электронным блоком управления двигателем

 

 

 

Шина CAN: значение сигнала положения дроссельной заслонки превысило допустимое значение
034
130
Шина CAN: нарушение связи с электронным блоком управления двигателем
 

 

Шина CAN: нарушение связи с модулем рычага выбора диапазона
035
131
Шина CAN: нарушение связи с электронным блоком управления двигателем
В или D
X

 

036
132
Шина CAN: нарушение связи с электронным блоком управления двигателем или температура двигателя превысила допустимое значение
В
X

 

037
133
Нарушение связи по всей шине передачи данных CAN
X, В
X

 

038
134
Нарушение связи по шине передачи данных CAN в системе управления тяговым усилием
х, в
X

 

039
135
Нарушение связи по шине передачи данных CAN с электронным блоком управления двигателем
В или D
X

 

040

136
Нарушение связи по шине передачи данных CAN в системе комбинации приборов
-
-
-
Нарушение связи по шине передачи данных CAN в системе комбинации приборов
Нарушение связи по шине передачи данных CAN в системе электронного выключателя зажигания и стартера
041
137
Нарушение связи по шине передачи данных CAN в системе управления раздаточной коробкой
-
-
-
049
145
Частота вращения двигателя превысила допустимое значение

-

-

-

050
146
Частота вращения на датчике №3 превысила допустимое значение
     
Недопустимое передаточное отношение коробки передач
051
147
Недопустимое передаточное отношение коробки передач или возникло проскальзывание во фрикционном элементе управления

 

 

X
052
148
Залип клапан переключения
X

 

X
Нерегламентированное включение блокировочной муфты гидротрансформатора
053
149
Не работает блокировочная муфта гидротрансформатора
-

 

 

054
150
Квитирование системы защиты коробки передач не получено
-
-
-
055
151
Передаточное отношение на данной передаче не достигнуто
X

 

 

056-059
152-155
Неисправность блока управления коробкой передач
X

 

 

060-061
156-157
Неисправность блока управления коробкой передач
F

 

 

062-064
158-160
Неисправность блока управления коробкой передач
X

 

 

065
161
Неисправность блока управления коробкой передач
в

 

 

Защитный режим (LIMP MODE) (X) - в коробке передач отсутствуют переключения, и движение происходит на той передаче, которая была включена в момент возникновения неисправности. Если перевести рычаг выбора диапазона в положение "Р", выключить зажигание и выждать не менее 10 секунд, то после запуска двигателя в коробке передач включится вторая передача и дальнейшее движение будет возможно только на этой передаче. Если код является несущественным, то после перезапуска двигателя он должен быть стерт из памяти электронного блока управления.

Постоянно действующий код (AUTO RESET) (X) - код, исчезновение которого возможно только после устранения причины его появления.

Код, появление которого было вызвано действующей непродолжительное время неисправностью (KYE RESET) (X) - код, для устранения которого достаточно выключить и вновь включить зажигание.

А - защитный режим, который возник из-за одновременного появления кодов неисправности 22 и 23. Значение сигналов превысило допустимое значение, величина которого записана в память электронного блока управления (L/RR, R/RR = 2500 об/мин).

В - значение сигнала превысило допустимое значение, величина которого записана в память электронного блока управления.

С - значение сигнала вышло за заданные границы, величина которых записана в память электронного блока управления (слишком мал сигнал датчика скорости).

D - значение сигнала вышло за заданные границы, управление осуществляется с использованием информации, получаемой от электронного блока управления двигателем.

Е - запуск двигателя с определенным временем задержки.

F - код, при возникновении которого необходимо перепрограммировать электронный блок управления.

При возникновении определенных неисправностей электронный блок управления трансмиссией переходит в аварийный режим работы. При этом в его память записывается соответствующий код неисправности, и все соленоиды обесточиваются, а в коробке передач остается включенной передача, на которой автомобиль двигался до появления неисправности. Кроме того, происходит разблокировка гидротрансформатора, а рабочее давление и давление переключения становятся максимальными.

Для обеспечения движения в аварийном режиме можно с помощью гидравлической части системы управления включить вторую передачу или передачу заднего хода. Для этого необходимо:

- остановиться;

- перевести рычаг выбора диапазона в положение "Р";

- заглушить двигатель;

- выждать не менее 10 секунд;

- завести двигатель;

- перевести рычаг выбора диапазона в положение "D" (при этом должна включиться вторая передача);

-перевести рычаг выбора диапазона в положение "R" (должна включится передача заднего хода).

Следует отметить, что функция аварийного режима остается активной до тех пор, пока не будет устранена неисправность, и, соответственно, в памяти электронного блока управления трансмиссией стерт код ошибки.

9. Датчик положения селектора АКПП S16/10

Расположен в кулисе АКПП и механически связан с селектором выбора передач . Предназначен для передачи в блок EGS информации о положении селектора и программного переключателя , а также включения фонаря заднего хода.

Для индикации положения селектора служат 10 светодиодов.Выключатель индикатора передачи заднего хода S16/10 s2 (рис. 6) встроен непосредственно в датчик положения рычага выбора диапазона S16/10 и предназначен для включения индикатора передачи заднего хода.